Глава восьмая

«ПОВЫШАЕМ УРОВЕНЬ ИГРЫ»

Это у нас морально-психологическая подготовка такая?
Ну... какая мораль?.. Так... чисто конкретика.

Прежде всего, для повышения уровня игры и мастерства в бильярде или в любой другой игре или области необходимо практика.
«Деятельность — единственный путь к знанию».
Знают это все, только не все используют.

Чтобы понять как играть — надо играть. Чтобы понять, как вести бизнес — надо вести бизнес.

Можно, конечно, узнать что-то, но это не значит понять.

Знание, в сущности, — это накопление фактов, мифов, общей информации и убеждений. Это всеохватывающая область данных, которые мы используем для жизни — начиная с методов для выполнения задания, данных, которые позволяют нам планировать, а также способности размышлять над изученным.

Понимание — очень глубокий процесс с отличными преимуществами, в то время как обычные книжные знания, зазубривание или информация в мнемонической форме занимает очень поверхностный уровень сознания и поэтому дает лишь минимальные преимущества. Только когда человек изучает информацию достаточно хорошо для того, чтобы применять её в настоящем моменте, из знания произрастает понимание.

То есть говорить можно о чём-то, а понимать что-то или знать о чём-то, а делать что-то.

Практику, естественно, надо проводить «с умом», для чего и нужно некоторое, обычно минимальное, количество теории.

Но никакие секреты, теории не дают того, что даёт опыт.

Один добытый опыт важнее семи правил мудрости.
Практике бильярда посвящены две предыдущие главы. Надеемся, что они вам оказались полезны.

Однако, необходимое условие успешной практики — это её непрерывность.
«Тот, кто побеждает, никогда не сходит с дистанции».
Далее описаны некоторые принципы и методы, которые могут помочь повысить ваш уровень в бильярде, впрочем ничто вам не мешает использовать их в бизнесе и других областях жизни.

Отчасти поэтому, кое-что из нижеследующего материала не относится к бильярду конкретно, но только на первый взгляд.

Поняв что-то более высокого уровня (игры в целом, жизнь, реальность) и приобретя уверенность, можно без труда добиться успеха в чём-то более низкого уровня (конкретно бильярд).
ЕСТЬ ТРИ ВИДА ЛЖИ: ЛОЖЬ, ГНУСНАЯ ЛОЖЬ И

статистика

Часто можно встретить совет вести статистику своих ударов при тренировке. То есть для основных ударов записывать количество шаров в лузу.

Но вот что интересно. Если внимательно посмотреть на эту самую статистику получится следующая вещь. Среди удачных ударов, только лишь 20% видов ваших ударов скорее всего дают 80% загнанных в лузу шаров, а остальные 80% дают всего лишь 20% шаров*. То есть удары с общей вероятностью 80% попадания составляют лишь пятую часть всех ваших ударов.

Или же среди всех 100% ударов (и удачных и неудачных), у 80% видов ударов — в среднем 20% попаданий (остальные 80% - промахи), у остальных 20% видов — в среднем 80% попаданий (промахов лишь 20%).

* — Для безлузного бильярда статистика представляется в ином виде, но принцип тот же.
Закон Парето
20% усилий дают 80% результата,
а остальные 80% усилий — лишь 20% результата

Как универсальный принцип предложен Джозефом Джураном, который в своей публикации сослался на частную закономерность, выявленную итальянским экономистом и социологом Вильфредо Парето в 1897 году. Идею принципа Парето Джуран изложил в первом издании своего справочника по качеству в 1951 году. Впоследствии в статье «Mea culpa» Джуран рассказал, как он пришел к этой идее, и почему возникло название «принцип Парето», хотя сам Парето никакого принципа не предлагал. В. Парето исследовал конкретные кумулятивные зависимости распределения доходов населения в Италии, которые графически описываются кривой Лоренца, поскольку именно такая зависимость была предложена американским экономистом Максом Отто Лоренцем в 1905 году.

По сути, принцип Парето отражает неравномерность распределения причин и следствий в природе.

Другим известным показателем степени неравномерности кумулятивного распределения является коэффициент Джини, предложенный итальянским экономистом и социологом Коррадо Джини в 1912 году.

Соблюдение принципа 80/20 очень часто встречается в самых разных областях. Например, во многие времена во многих сообществах оказывалось, что 20% людей обладают 80% капитала, в бизнесе зачастую 20% покупателей или постоянных клиентов приносят 80% прибыли. Но в этих утверждениях фундаментальными являются не приведённые числовые значения, а сам факт их существенного различия, конкретные цифры степени неравномерности могут быть любыми.

Наиболее явные причины проявления подобной эмпирической закономерности:

  • значимых факторов немного, а факторов тривиальных множество — лишь единичные действия приводят к важным результатам;
  • бо́льшая часть усилий не даёт желаемых результатов.
  • то, что мы видим, не всегда соответствует действительности — всегда имеются скрытые факторы;
  • то, что мы рассчитываем получить в результате, как правило, отличается от того, что мы получаем (всегда действуют скрытые силы);
  • большинство удачных событий обусловлено действием небольшого числа высокопроизводительных сил, большинство неприятностей связано с действием небольшого числа высокодеструктивных сил;
  • бо́льшая часть действий, групповых или индивидуальных, являет собой пустую трату времени. Они не дают ничего реального для достижения желаемого результата.
Так что, для начала, имеет смысл в серьёзных партиях (по возможности) пользоваться именно теми ударами, которые приносят 80% результата.
Не рычите на собаку

Положительное подкрепление

Карен Прайор
Положительное подкрепление — это событие, совпадающее с каким либо действием и ведущее к увеличению вероятности повторного совершение этого действия.
Карен Прайор,
американский биолог и писатель с мировым именем в области биологии и дрессировки морских млекопитающих и поведенческой психологии; автор более 50 научных трудов и статей в популярных и профессиональных журналах.
Карен Прайор родилась в семье известного американского писателя-натуралиста Филипа Уайли. С раннего детства в ее окружении были животные — собаки, птицы и, как писал Конрад Лоренц, «она с детства принадлежала к тем, кто ощущает неизъяснимую радость, просто наблюдая животных, и благодаря этому научилась интуитивно понимать их поведение в целом, как систему». Наверное, в этом истоки феномена Карен Прайор.

В начале 60-х годов, сразу практически после окончания Корнельского университета, она становится главной дрессировщицей дельфинов в только что созданном океанариуме «Жизнь моря» на Гавайях. Жизнь не дает ей времени на раскачку, и путь от начинающего тренера до мастера великолепно владеющего всем арсеналом методик, разработанным бихевиористской школой для изучения процесса обучения, и реализовавшего его в уникальном представлении дельфиньего цирка, она проходит почти мгновенно. Однако Карен Прайор не только обучает дельфинов, она ищет и находит пути их понимания, общения с ними — так она становится исследователем и писателем с мировым именем.

Первой была книга «Кормите ребенка грудью» — она весьма популярна в США и её тираж превысил два миллиона экземпляров. «Несущие ветер», включенная в данный сборник — записки дрессировщицы, как написала она в подзаголовке «Рассказ о дрессировке дельфинов». Это не только увлекательная по сюжету книга, но и практическое руководство для грамотной дрессировки.

Наконец, книга «Не рычите на собаку!» — о том, как обучать практически всему и кого угодно, используя принципы обучения с подкреплением:
В Шекспировской студии, которую я в свое время посещала, я встретила юриста с Уолл-стрит, которому было под пятьдесят и который был страстным любителем игры в сквош (игра, в которую играют ракетками и мягким мячом в закрытых кортах).

Однажды он услышал, как я рассказываю об обучении, и, уходя, заметил, что можно испробовать положительное подкрепление на его игре в сквош. Вместо того чтобы как обычно сокрушаться об ошибках, он попробует вознаграждать себя за хорошие удары.

Через две недели я снова встретила его. «Как сквош?» — спросила я. На его лице появилось выражение заинтересованности и радости, что нечасто бывает с юристами с Уолл-стрит.

Сначала я чувствовал себя жутким дураком, — ответил он, — говоря: «Хорошо, Пит, молодец!» при каждом удачном ударе. Черт возьми, когда я тренировался один, я даже поглаживал себя по спине. Но затем моя игра начала улучшаться. И сейчас я на четыре ранга выше в клубной лестнице, чем был когда-либо раньше. Я побеждаю тех, у которых прежде не мог выиграть даже очко. И получаю гораздо больше удовольствия. С тех пор как я не ору на себя все время, я не кончаю игру злым и разочарованным. Если удар не получился, ничего страшного следующие будут хорошими. И я обнаруживаю, что мне просто смешно, когда кто-нибудь другой делает ошибку, бесится, бросает ракетку — я знаю, что это не улучшит его игру, я только улыбаюсь".
Какой жестокий противник. И это сразу же, как только перешел на положительное подкрепление.

Карен Прайор,
«Не рычите на собаку!»
Применительно к самообучению в бильярде смысл сводится к следующему: при удачных ударах вы себя хвалите, при неудачных — не обращаете на них внимание (глубокий вдох, глубокий выдох).
Обратим также ваше внимание, что работает только своевременное подкрепление, например, именно в момент попадания.

Таким же образом можно и подкреплять промахи у противника. Ну, если он вам очень не нравится.

Зачастую, достаточно лёгкого кивка. Или одобрительной улыбки.
На́вык — деятельность, сформированная путём повторения и доведения до автоматизма.

Страх

Бояться надо трех вещей: своего эго, спиртного и женщин.
Страх ограничивает, мешает, сковывает. Не случайно такой знаток человеческой души, как писатель Оноре де Бальзак, отмечал в одном из своих романов: «Под воздействием страха все способности человека либо достигают крайнего напряжения, либо приходят в полный упадок». С ним солидарен знаменитый авторитет в области военной науки Карл фон Клаузевиц: «Опасность и ответственность не увеличивают в нормальном человеке свободу и активность духа, но напротив, действуют на него угнетающе».
Анатолий Тарас,
«Боевая машина».
В некоторых серьёзных партиях, например, на деньги, на имущество, в турнире, хоть даже и «на пролаз», иногда может появиться страх (проигрыша), лёгкий или сильный.

Он же «мандраж».

И он может сильно помешать результативно закончить партию.
Один из методов побороть страх подражание, например, знакомому сильному игроку, киногерою, воину, зверю:
"Поединок"
(США, 2002)
Иными словами, вхождение в образ идеального воина позволяет сражаться самым эффективным для данного человека способом, соответствующим его физическим и техническим возможностям на пределе их проявления. А это — очень даже немало. Тем более, что в ситуациях самозащиты при хулиганских, разбойных и им подобных «наездах» нашими противниками становятся отнюдь не мастера дзюдзюцу. Максимум, кто может нам угрожать, это ребята, имеющие в своем багаже несколько лет занятий спортивными единоборствами, со всей присущей им ограниченностью возможностей.
«Вхождение в образ» устраняет страх и сомнения, значительно снижает порог болевой чувствительности, дает возможность своевременно реагировать на любую возникающую в ходе схватки угрозу. Все эти эффекты обеспечиваются за счет того, что управление телом почти полностью берет на себя правое полушарие головного мозга, тогда как активность левого резко снижается. В этой связи еще раз обращаю ваше внимание на значение технической подготовки. Наш «авто пилот» может пускать в ход только те двигательные клише (шаблоны, стереотипы), которые стали навыками. Мало ЗНАТЬ какой-то прием, мало УМЕТЬ его выполнять. Надо дойти до того, чтобы пользоваться этим приемом НЕ ДУМАЯ. Лишь в этом случае его сможет употребить во время сражения тот идеальный боец, которым вы стали. А одной храбрости для победы не всегда бывает достаточно.

Анатолий Тарас,
«Боевая машина».
(эффективный вход в образ осуществляется самовнушением в «состоянии пустоты», а подробности входа в образ описаны в книге А. Е. Тараса «Боевая машина»).
Вышеописанное подходит не только к боевым условиям, это можно с успехом применять и в игре, и в жизни в целом.
Например, в случае бильярда: приём техника удара. Так вот необходимо практикой технику удара довести до автоматизма, сделать навыком и применять, не задумываясь.

Вы же ежедневно ходите. Ногами. А это крайне сложный навык, которому дети учатся месяцами. И который легко забыть, приняв существенную дозу алкоголя на грудь.

И которому непросто обучить роботов так, чтобы их походка выглядела также естественно и плавно, как человеческая (биороботическая).
Выработка навыка — это процесс, который достигается путём выполнения упражнений (целенаправленных, специально организованных повторяющихся действий). Благодаря упражнениям способ действия совершенствуется и закрепляется.

Показателями наличия навыка является то, что человек, начиная выполнять действие, не обдумывает заранее, как он будет его осуществлять, не выделяет из него отдельных частных операций. Благодаря формированию навыков действие выполняется быстро и точно, и можно сконцентрироваться на развитии и получении новых знаний, умений и навыков.

Кстати, роботов тоже учат играть в бильярд.
А если вы научились ездить на велосипеде, то вы, скорее всего, уже никогда не разучитесь на нём ездить.

Правда и тут есть один нюанс.
Также, мандраж можно нейтрализовать небольшим количеством алкоголя махнуть «фронтовые сто грамм».

Чтобы понять, как и почему это работает, изучите таблицу в конце десятой главы (ключ: страх это эмоция, а алкоголь изменяет влияние эмоционального контура на сознание).
«Тигр, Тигр, жгучий страх,
Ты горишь в ночных лесах.
Чей бессмертный взор, любя,
Создал страшного тебя?»
САТОРИ. ТРАНС.

Самовнушение

Принципы и техники самовнушения очень просты. Для того, чтобы им обучиться, нужно уловить и прочувствовать одно простое состояние сознания. Адепты дзэн нарекли его состоянием пустоты, исследователи шаманизма назвали его состоянием изменённого сознания, а приверженцам восточных боевых школ оно известно как рассеянное внимание. На мой взгляд лучше всего суть этого состояния определил Карлос Кастанеда, назвавший его остановкой внутреннего диалога.
Вадим Шлахтер,
психолог, тренер личностного роста, с противоречивой репутацией.
Внутренний диалог — это беседа, которую мы постоянно ведём сами с собой, о чём-то спорим, что-то напеваем, в чём-то оправдываемся. Мы постоянно что-то прокручиваем в голове, что и является этим самым внутренним диалогом.

Некоторые подробности этого «явления» описаны в следующей главе.

Остановить его совсем не сложно, нужно лишь сосредоточить внимание на чём-то в себе. Например, на руках, сразу на обеих. Поднимаем обе руки перед собой, желательно чтобы кисти были расслаблены. Смотрим между ними рассеянным взглядом и двигаем руками вверх-вниз. Асинхронно, правая — вверх, левая — вниз, и наоборот.

В этом состоянии будут полностью отсутствовать какие-либо мысли, именно оно, состояние «безмыслия» и является составной частью самовнушения. Оно же, по мнению В. Шлахтера, в «Бхагавадгите» — «деяние в недеянии», оно же знаменитое сатори (дзэн), оно же состояние транса, оно же естественное творческое состояние человека, находясь в котором, человек способен действовать абсолютно адекватно.
Метод самовнушения:
1
определение установки
лаконичной, яркой
2
вхождение в состояние пустоты и реальное ощущение в себе заданной установки
3
выход из состояния пустоты в обычное состояние с уже заложенной в подсознание установкой
4
в случае необходимости выполнение установки спонтанное вхождение в состояние безмыслия и её реализация
Если выразить проще, получится следующее:
— сказал,
— вошёл в состояние пустоты и поверил.

Установки должны быть предельно лаконичными, яркими, не содержать отрицательных частиц (типа не, нет, и т. п.), так как бессознательное абсолютно не реагирует на них.

Теперь уже можно внушать себе выигрыш в партии, конкретный удачный удар. А также использовать этот метод для вхождения в образ.

Также полезным методом может оказаться разгон и торможение психики. Чтобы разогнать и затормозить психику, надо сделать следующее:
«Сядьте на стуле свободно, не скрещивая руки и ноги. Впрочем, можете стоять или принять какую-то другою позу — в дальнейшем вы должны научиться разгонять и тормозить свою психику в любом положении и в любое время. Итак, постарайтесь вспомнить своё состояние, когда вы были взведены, как стальная пружина, взвинчены до предела. Быть может, тогда вас охватило бешенство или же вы были просто неимоверно возбуждены. Но эмоции отриньте. Останьтесь без каких-либо эмоций. Просто почувствуйте, как вы начинаете разгоняться, вспоминая это состояние.

Почувствовали? — Хорошо.

Теперь вспомните свое состояние, когда вы смертельно устали. Устали настолько, что стремитесь куда-то доползти, повалиться, закрыть глаза и отключиться от всего. Ярко вспомните это состояние: вам нужно лишь куда-то доползти и закрыть глаза. Стоп. Почувствовали, как вы проваливаетесь в какое-то оцепенение?»

Используя этот способ, правда, можно лишь дойти до границ, к которым вы уже приближались, чтобы усилить эффект, надо после «предварительного» разгона или «торможения» войти в состояние пустоты и усилить его, ещё и ещё… Это техника аналогового самокодирования, для освоения обычно хватает двух-трёх часов занятий.

Вспомогательные способы разгонки и торможения психики: представить как вокруг и внутри бушует пламя, затем надо войти в состояние пустоты и реализовать его. Только аккуратно. Тоже и с торможением, можно представить себе спокойное озеро, картину заснеженного поля и пр.

Главное здесь не переусердствовать и не угодить в маниакальную фазу, не «заработать» психическое заболевание.
Высшая привилегия снайпера — даровать и отнимать жизнь.

«Стрельба» в бильярде

Чтобы уверенно поразить цель, стрелок должен глубоко взвинтить себя глубоко внутри, но в то же время внешне сохранять полное спокойствие.
Крайне интересно то, что поразительным образом требования к успешной стрельбе практически совпадают с требованиям к успешному удару в бильярде.

Например, несколько факторов успешной стрельбы.
Первый — отсутствие дрожи рук. Второй — точный глазомер. Фактор третий — хорошее мышечное чувство. Это — и чувство дистанции, и чувство движения. Четвертый фактор — чувство оружия, или умение ощутить его «душу», скрытую глубоко внутри.
Вадим Шлахтер,
психолог, тренер личностного роста, с противоречивой репутацией.
Теперь заменяем оружие (пистолет, винтовку) на кий, пулю на шар, спуск крючка на удар, порох на мышечную силу, цель на лузу…

И читаем дальше.
Итак, как же вырабатывается спокойствие духа, сочетающее с внутренней взведенностью? При помощи состояния пустоты. Пребывая в нём, вы разгоняете свою психику до предела и ставите одну-единственную задачу — попадание в цель. При полной глубокой концентрации воли для вас исчезает весь окружающий мир. Остаётесь только вы, пистолет, пуля да мишень. Вы. Пистолет. Пуля. Мишень. И больше в этом мире нет ничего.
Вадим Шлахтер,
психолог, тренер личностного роста, с противоречивой репутацией.
Используя такой вот метод «стрельбы» можно довести попадания, например, при прямом ударе — без резки (клапштосом), до 100%, хоть через весь стол, что, кстати, по мнению А. И. Лемана, является одним из показателей высокого профессионализма игрока.
Тренироваться в стрельбе лучше всего с введением психоэмоционального и психоволевого факторов. Вы должны почувствовать, что единственной вашей задачей в этом мире является уверенное попадание в цель. И когда вы мягко и плавно спускаете курок, ощутите, как бок бьёт по капсюлю, как взрывается порох, почувствуете, как пошла по каналу ствола пуля. Вы должны успеть заметить пламя, вырвавшее из дула. Даже если вокруг светло, вы всё равно должны его увидеть. И вы должны почувствовать, как пуля вонзается в мишень. Это сопровождение, ментальное сопровождение поражающего врага снаряда. Вы как бы провожаете пулю в течение всего её пути. Причём, если вы правильно это делаете, то само время для вас замедляется — вы это непременно заметите. Итак, время тормозит свой бег, всё вокруг застывает, и вы ощущаете, как медленно, пробиваю себе дорогу в воздухе и вращаясь, движется к цели пуля.
Вадим Шлахтер,
психолог, тренер личностного роста, с противоречивой репутацией.
Физическая тренировка рук для успешной «кладки» практически совпадает с тренировкой рук для стрельбы. Надо взять полутора-двухкилограммовую гантель, нанести на её выпуклую поверхность царапину, совместить её с какой-либо точкой и продолжительное время смотреть сквозь царапину на эту точку, чтобы гантель оставалась неподвижной. После двух — трёх тренировок минут по 40 — 50 в день скажется результат. Или же просто играть в бильярд, так как он прекрасно справляется с функциями фитнеса.

Даже хват кия, описание которого можно прочитать практически во всех «учебниках» бильярда совпадает по сути с хватом пистолета: расслабленный, не напряженный, но в тоже время плотный.

Во время тренировок стоит накручивать себя на негативное отношение к успехам — так можно заставить себя заниматься, особенно когда не хочется. При игре же, наоборот, надо внушать себе, что вы снайпер, равного которому нет на всё свете.
«Главное в искусстве стрельбы — это нерушимая вера в то, что пуля, выпущенная вашей рукой, найдёт свою цель».
Рекомендуем к прочтению книгу «Снайпер. Автобиография самого смертоносного снайпера XXI века», Крис Кайл.

Крис Кайл родился 8 апреля 1974 года в городе Одесса, штат Техас, в семье школьной учительницы и священнослужителя. В возрасте восьми лет получил от отца в подарок винтовку Springfield. В дальнейшем увлекался охотой.

Проходил службу в ВМС США в 1999—2009 годах. Обучался на курсах снайперов спецподразделений флота (SEAL) под руководством известного снайпера Брендона Уэбба. Четыре раза направлялся в боевые командировки в Ирак. Был дважды ранен. Принимал участие во второй битве за Фаллуджу.

В Эр-Рамади его называли «Дьявол Рамади» (Al-Shaitan Ramad), была назначена награда в 200 тысяч долларов за его голову. Самым дальним его выстрелом считается уничтожение боевика, вооружённого снайперской винтовкой Драгунова, на расстоянии 1920 м (2100 ярдов).

Кайл был дважды удостоен Серебряной звезды и награждён пятью Бронзовыми звёздами.

В 2009 году вышел в отставку и с женой и двумя детьми переехал в Техас. Работал в должности главы предприятия Craft International, которое обеспечивало подготовку снайперов и телохранителей. В 2012 году выпустил автобиографическую книгу «Американский снайпер».

Всего через год после выхода этой книги в США Крис Кайл трагически погиб.
«Когда смысл вашей профессии заключается в том, чтобы убивать других людей, вы начинаете проявлять в этом деле творческий подход».
«Единственный способ стать умнее — играть с более умным противником». Основы шахмат, 1883 г.

С кем играть?

Чем искушённее сама игра, тем искушённее соперник.
Играя с более умным, сильным, опытным противником можно увидеть такие удары, комбинации, серии, о существовании которых вы даже и не подозревали.

И потом задаваться риторическим вопросом: «Неужели и так можно забивать»?

Конечно, тут есть некоторая опасность возникновения разочарования в игре или возможно легкое ухудшение настроения.

При игре со слабым противником, теряется «игровая концентрация», утрачиваются навыки, ослабляется «стремление к победе».

Тем не менее, при этом вы его учите играть и в основном выигрываете, что сказывается на настроении положительно.
Просторы России. Холм. На холме сидит пастух с бараном. Они играют в шахматы. Под холмом пасутся овцы.

Через два часа игры пастух встает, потягивается и говорит:
— Баран он и есть баран. Ничья!
Так что не стоит играть только лишь с сильными противниками или только лишь со слабыми противниками. Играйте и с сильными, и со слабыми — где-то посередине золотая середина.

Равных же найти проблематично, но в таком случае, уровень игры может развиваться одновременно у обоих игроков.

Причём, что интересно «сила» соперника не всегда зависит от его техники игры, навыков, личных достижений…
Случается, что сходятся два игрока равной силы. Оба они «ни в ударе», ни «не в ударе». Начинается игра, и один выигрывает.

На другой день приходят эти же самые игроки, и опять кто-нибудь выигрывает. Чем объяснить такое явление? Скажут, что невозможно найти двух игроков одинаковой силы. Вовсе нет.

В бильярдной игре можно так точно числом очков измерить силу каждого игрока, приняв, напр., маркера за меру силу, что очень легко отыскать игроков положительно одной силы. Внимательно следя за их игрой, нетрудно убедиться, что одному везёт больше, другому меньше.

А. И. Леман,
«Теория бильярдной игры», 1906.
В общем, может это и звучит фантастично, но то как вы играете, зависит от того с кем вы играете.

Квантовый бильярд

Также, при определённой подготовке можно забивать «невероятные» и «невозможные» шары.

Для этого надо «сказать» себе: «я хочу забить этот шар», и поверить в это.

Чтобы достичь цели с большей надёжностью, можно использовать приёмы визуализации.
— Но это…
— Это что, не реально? А что такое реально? Как определить, что реально? Если ты говоришь про то, что можно потрогать, почувствовать, увидеть, тогда реальность — это всего лишь электрические сигналы, которые интерпретирует наш мозг.
«Если люди определяют ситуации как реальные, то эти ситуации реальны по своим последствиям».
Для визуализации надо чётко себе представить, как шар заходит в лузу. Тут в полной мере чувствуется работа разума и его безграничные возможности.

Представлять можно как в прямом порядке, так и в обратном. Например, идёт визуализация (зрительное представление): кий ударяет биток, биток ударяет шар, и в зависимости от цели удара, заходит либо свой, либо чужой, либо они расходятся по столу в необходимом направлении.

Техника удара тут естественно важна, так как способности к чистому телекинезу (перемещение предметов на расстоянии), думается, развиты не у каждого. В обратном порядке, в некоторых случаях может быть легче. Например, как в «обратной перемотке», шар выходит из лузы, ударяется с битком, биток подходит к кию, и кий отходит назад. Затем «нажимаете» клавишу Play и делаете удар кием.

Также, если вам надо наоборот не забить шар, который вы забиваете хоть с закрытыми глазами, можно использовать этот же способ.

Этот метод объясняется с точки зрения голографической «модели», «теории» вселенной. Подробно об этом написано, например, в книге «Голографическая вселенная» Майкла Талбота, в основу которой положены гипотезы двух выдающихся современных ученых пионера квантовой физики Дэвида Бома, ученика и последователя Эйнштейна, и известного нейрофизиолога Карла Прибрама.

По сути, вся игра (причём не только бильярд, и не только игра) протекает именно в разуме игрока. Мозг, по этой теории, голографичен. Всё что мы видим, чувствуем, слышим это голограмма реальности. Это лишь голограмма, отображенная в мозге. Способность создавать иллюзию того, что вещи находятся там, где их нет, и есть главное свойство голограммы. Это подтверждается так называемыми фантомными болями, у пациентов которые «чувствуют» ампутированные конечности.

Мозг, в отличие от различных установок и компьютеров, создаёт «материально-ощущаемую» голограмму.

Роберт Антон Уилсон в книге «Прометей Восставший (психология эволюции)» пишет:
Вообще-то, все, что мы видим, находится в наших головах. Это легко продемонстрировать при помощи хорошо известной оптической схемы, изучаемой в любой школе на уроках физики:
Лучи света, отраженные внешним объектом, проходят через глазной хрусталик и фокусируются на сетчатке. При этом изображение переворачивается вверх ногами. Наш мозг услужливо интерпретирует картинку, переворачивая ее обратно и внося в нее другие, менее значительные коррективы.
Что справедливо по отношению к зрению, справедливо и по отношению к другим чувствам. То, что мы знаем, это то, что регистрирует наш мозг. В этом ответ на известный коан (загадку) дзэн-буддизма: «Кто является тем Божественным Существом, которое делает траву зеленой?»
Кто является тем Божественным Существом, которое делает траву зеленой?
Зрительная часть коры головного мозга реагирует не на паттерны (визуальные образы, элементы, линии и пр.), а на частоты различных волновых форм. Частоты переводятся в образы, и обратно, методом преобразований, похожих (или даже являющихся) на математические преобразования Фурье. То же происходит и с остальными органами чувств, слухом, осязанием и пр.

Не стоит рассматривать ни голографическую теорию, ни теорию «суперструн» как абсолютно истинную. В агностическом (скептическом) подходе вообще все теории и явления рассматриваются как модели, не приравнивая никакие теории и модели к истине. Просто они используются и оцениваются по степени «удобства пользования» и эффективности. То есть, по сути теория голографической вселенной верна, в том смысле, что всё что мы видим, делаем и т. п. прежде всего находится в голове, мы живём, так сказать, в голограмме «реальной» вселенной, которую строит мозг. Но отрицать существование «реальной» вселенной, пожалуй, пока рано, а учитывать эту особенность — полезно, так как если «реальность» находится у вас в голове, то кому проще всего ею управлять?

В общем неважна, в принципе, истинность чего-то, какой-то модели, реальности вселенной, важно использовать подходящие модели себе на пользу, ведь так?

Примеры агностицизма:

ньютоновская физика успешно используется в жизни, например, при решении задач падающих тел и соударений… Но, допустим, квантовая физика во многом противоречит ньютоновской, что не мешает использовать квантовую в микроэлектронике, телевидении и пр.

бывшие партийные работники КПСС тоже сначала использовали коммунистическую идеологию, а в 90-х перешли к христианской религии.
Что бы ни думал Думающий, Доказывающий это докажет.
Интересно, кстати, то, что по голографической теории шары, стол и пр. атрибуты материальны лишь тогда, когда кто-нибудь на них смотрит.

Допустим, за вашей спиной, всё это только волны. Поворачиваясь, вы видите уже материю…
«В самом шокирующем случае, который до сих пор приводит в трепет студентов-первокурсников, один набор инструментов показывает нам мир, сделанный из отдельных шариков-частиц, а те же инструменты, но расположенные по-другому, показывают нам мир, состоящий из энергетических волн».

Роберт Уилсон, «Квантовая Психология».

Так вот, если научится воздействовать определённым образом на эти волны, которые с другой стороны и есть материя, или на материю напрямую, можно даже позабивать шары без кия.

Теоретически.

Практически же, методом визуализации можно увеличить процент попадания.
«Все мы более великие художники, чем себе представляем».
Возможность подобного воздействия на материальные объекты не раз подтверждались опытами и экспериментами.

Также эта возможность объясняется свойством нелокальной корреляции.
Если говорят, что две «частицы» — или два «события», или два чего-то-там-еще -имеют нелокальную корреляцию, в современной квантовой теории это значит, что связь между ними будет сохраняться в отсутствие между ними сигналов, полей, механических сил, энергии и любых других «причин».

Роберт Уилсон, «Квантовая психология».

Для освоения этого метода в некоторой степени, или для повышения эффективности визуализации необходимо тренировать разум, так же как, например, необходимо развивать навыки удара по шару.

Неплохой способ тренировки и развития способностей разума описан в книгах Хозе Сильва, первая из них, в соавторстве с Филлипом Миэлле — «Управления разумом (метод Сильва)», вторая (с тем же названием) уже в соавторстве с Бертом Голдманом.

Также для использования этого метода необходима высокая степень концентрации.
Концентрация внимания — удержание информации о каком-либо объекте в кратковременной памяти. Такое удержание предполагает выделение «объекта» в качестве понятия из общего представления о мире.

Концентрация внимания является одним из свойств внимания. Другие свойства внимания: устойчивость, объём и переключаемость. Нарушение способности к концентрации внимания носит название «рассеянность внимания».
И ещё о статистике.
С точки зрения квантовой физики, и основанной на ней и дзен-буддизме и суфизме квантовой психологии (Уилсона) закон 80/20 может быть абсолютно неверен.

Учитывая фон-неймановскую логику «да-нет-может быть», дуализм «волночастиц», которые являются и частицами и волнами, можно прийти к некоторым интересным выводам относительно вероятности попадания шара в лузу, да и вероятности других событий, будь то выпадение числа на рулетке в казино, выигрыш в лотерею и пр.

Вероятность чего-либо равна по сути 50%.

Либо произойдёт, либо нет.
Спрашивают мужчину и женщину: какая вероятность встретить мамонта на улице?

Мужчина: 0,1%.

Женщина: 50 на 50. Либо встретишь, либо нет.
Аристотелевская логика со своими постулатами «да — нет», мягко говоря, не соответствует действительности.

Потому как не очень понятно, например, в каком состоянии находится подброшенная монета, в состоянии «орёл» или «решка»? В воздухе монета находится в состоянии «может быть», до тех пор пока не упадёт на поверхность, и не перейдёт в состояние «орёл» или «решка». Состояния типа «на ребро» как довольно редкое и состояние «зависнет в воздухе» как исключительно редкое, в расчёт брать не будем. А если и брать их в расчёт, то они сведутся к двум основным состояниям, упадёт с ребра и т. п.

Вопрос в том, возможно ли влиять на объект, находящийся в состоянии «может быть»?

То, что игроки часто советуют и используют так называемое «сопровождение» битка, косвенно это подтверждает…

В нечёткой логике Заде мы можем не только оценить степени вероятности, но и степени наличия или оставшегося наличия.

Пример: в холодильнике стоит бутылка… молока, или нет? По обычной повседневной логике, можно сказать либо да, либо нет. А в логике Цаде можно оценить сколько стоит молока, от 0 (нет бутылки), 1 (пустая бутылка), 50 (полбутылки), 99 (молоко без бутылки, например, в пакете), 100 (полная бутылка в молоке).

Такая логика успешно (или неуспешно, или в среднем, кому как…) может помочь в играх, в жизни и т. п.

Отсутствие компромиссов (значения от 0 до 100) приводит к различным конфликтам (смерть, война, развод, увольнение, расторгнутый контракт, испорченные отношения и т. п.).

Также, использование древней логики Аристотеля, ведёт к догматизму (религии), фанатизму (крестовые походы, исламский джихад), радикализму (революции 1905−1917, 1991−1993).

В общем, выиграть можно либо всегда, либо везде, но не всегда и везде (вместе), играет роль и конкретный «расклад» и конкретная «игра», и игрок проигрывает, когда неудачное время совпадает с неудачным местом.

Случается это, и не так уж часто, просто игроки всё время умудряются попасть в такую ситуацию.
Та война справедлива, которая необходима, и то оружие священно, на которое последняя надежда.

Стратегия и тактика

Основной принцип следующий: «Идти вперед туда, где не ждут; атаковать там, где не подготовились».
Если человек не понимает разницу между планом, тактикой и стратегией — вероятность успеха для него близка к нулю.

Стратегия — это цепочка целей.

Например, есть цели ближние, среднесрочные и долгосрочные.

Долгосрочная цель, понятно, выиграть партию. Тогда ближняя цель — загнать шар в лузу. Среднесрочная — подготовить ситуацию на столе для следующей ближней цели, то есть для следующего шара в лузу.

То есть, нужно решить какой шар, где и когда должен находиться, что нужно сделать, чтобы он там оказался (как, с какой силой и под каким углом наносить удар), затем определить сложные и проблемные удары и, в конце концов, осуществить удар.

Так вот техника выполнения удара нужна только для достижения ближней цели с учётом среднесрочной. А планирование целей и способов их достижения выполняет интеллект, разум, «тыква»…

Тактика от плана отличается не тем, что тактика краткосрочная, а стратегия долгосрочная.

Тактика — это достижение своей цели с учётом того, чтобы соперник не мог достичь своей.

Как говорится, забивать — не главное, главное — не подставлять.

Для безлузного бильярда подход в принципе тот же, за исключением иных целей — в соответствии с конкретной игрой.

Используя стратегический подход к игре, можно добиться выигрыша с любой начальной позиции.

Причём соперник может думать, что он вот-вот выиграет партию.
Алехин проводил сеанс одновременной игры в Аргентине. Вдруг один из участников радостно воскликнул:

—Маэстро, вам мат в три хода!

— Поздравляю, — сказал Алехин. — Сеньор, только не волнуйтесь ради бога: вначале я вам поставлю мат в два хода!

Шахматы — замечательный тренинг стратегии. А стратегия необходима не только в бильярде, она бесценна и в жизни.

Вот к чему собственно говорилось о методах управления сознанием, квантовой психологии, нечёткой логике…

Просчитывать ходы, свои и противника, в шахматах и в бильярде (и, кстати, и в бизнесе) эффективнее именно с помощью n-значной логике (n>2), а не логики «да-нет».

Открываются большие возможности стратегического планирования, с учетом вероятности выбора ходов соперника, то есть вероятности поведения.

Тут уже в полной мере нужно учитывать психологическое состояние противника, а порой и влиять на него своей гипер-уверенностью (самовнушение) или наоборот «мнимой неуверенностью», манерой игры и другими приёмами.

В качестве факультативного материала по стратегии рекомендуем Сунь Цзы, «Искусство войны», Миямото Мусаси «Книга Пяти Колец» и Никколо Макиавелли «Государь».
«План боя становится ясным лишь после его окончания и лучшим стратегом является тот, кто, когда замолкнут пушки, сумеет разъяснить, с блеском и наличия гения, как провёл он задуманную операцию, хотя весь манёвр был сымпровизирован».
Одержать сто побед в ста битвах — это не вершина воинского искусства.

Повергнуть врага без сражения — вот вершина.
Made on
Tilda