Глава пятая

«ОСНОВЫ ИГРЫ»

С чего начать?
Юрий Мороз
«Давайте я на примере. Вы приходите в школу боевых искусств и спрашиваете, с чего начать. Вам отвечают, со стойки и затем перемещений. Показывают даже. Вот, говорят, начинайте.

Что скажет большинство? Скажут — что за фигня? А как же я завалю врага одним ударом, так чтобы ноги выше головы взлетели? Стойка и перемещения мне в этом не помогут. Да. Но вы же спрашивали, с чего начать? Вот с этого.

Причем важность стойки и перемещений обычно доходит до занимающихся лет через пять занятий. А то и позже. А сначала все хотят зубодробительный удар. Но дело в том, чтобы провести такой удар, нужно стоять в правильной стойке и уметь вовремя и правильно подойти, то есть переместится. Без этого такого удара не будет и вы даже не попадете в противника.

Ну и чем вам поможет ответ С ЧЕГО НАЧАТЬ? Заранее известно, что скажут большинство. Ну это фигня. Ты мне секреты, секреты давай. Да все уже известно, нет никаких секретов.

Как говорят, есть только один секрет, как эти китайцы умудрялись заниматься в полную силу КАЖДЫЙ ДЕНЬ десятками лет. Один секрет и есть в боевых искусствах. Вот недавно прочитал у Валерия Хорева. Чтобы понять как правильно делать удар, самый простейший, проведите его тысячу раз подряд. Сначала одной рукой, потом другой. И все и поймете. Сами».

Прицельный глаз

Перед тем, как учиться игре на бильярде (и не только) следует определить какой глаз у вас прицельный. У многих такой вопрос даже не возникает, — «…целюсь левым/правым глазом потому, что так удобнее…». В большинстве случаев так оно и есть и тот глаз, которым целятся и есть прицельный. Известно, что у одних людей прицельный глаз правый, у других — левый, а есть люди, у которых оба глаза прицельные. Определить прицельный глаз очень просто (см. рисунок).

Положите мел на дальний короткий борт стола. Сами же встаньте у переднего короткого борта и, держа оба глаза открытыми, укажите указатель-ным пальцем на мел и сфокусируйте на нем взгляд. Закройте левый глаз. Если ваш указательный палец продолжает указывать на мелок, значит у вас правый глаз прицельный. Чтобы окончательно убедиться в этом, закройте правый глаз, и вы увидите, что ваш указательный палец указывает совсем не на мелок. Соответственно если при закрытом правом глазе вы верно указываете, а левом нет, то у вас прицельный глаз левый. Если же ваш палец лишь незначительно отклонится вправо или влево от мелка (в зависимости от того, какой глаз закрыт), значит у вас оба глаза прицельные.

Истинная точка прицела

При выполнении ударов по прицельным шарам необходимо выбрать так называемую истинную точку прицела. Представим себе линию, проходящую через середину лузы, А до центра играемого шара (см. рисунок). Точка М (помечена красным цветом), расположенная на стороне этого шара, обращенной в обратную от лузы сторону, и является истинной точкой прицеливания, так как именно в ней необходимо соприкосновение обоих шаров для того, чтобы прицельный шар оказался в лузе. Для облегчения нахождения этой точки можно прикинуть кием, т. е. поцелить в лузу один играемый шар, а потом уже целить «своего» в найденную точку. Но так обычно поступают начинающие игроки. Опытные спортсмены одним взглядом безошибочно определяют точку прицеливания и наносят точные удары.

Но для правильного сыгрывания шара определить точку прицела еще недостаточно. Надо еще уметь правильно ударить шар. Для этого необходимо полностью сосредоточиться на предстоящем ударе, пытаясь охватить глазами воображаемые траектории движения «своего» и «чужого» и, сделав 2−4 прицельных взмаха, уверенно нанести удар кием в соответствующую точку. Иногда начинающие игроки долго целятся, делая до 5−6 и более взмахов кием, в результате удар получается «неверный», шар в лузу не попадает. Это происходит потому, что кульминационным моментом перед ударом являются те короткие несколько секунд, в течение которых играющий напрягает до максимума свое внимание, и если время прицеливания затянуть, то еще до удара наступает закономерное расслабление мышц, зрения и удар получается не результативный.

Бриллиантовая система

Существуют различные системы, использующие так называемые бриллианты — особые отметки на бортах (поручнях) бильярдного стола. Ниже описана наиболее широко используемая система — «Пять в углу» или просто «Бриллиантовая система».

Биток пущенный с небольшим бегущим винтом, отразившись от третьего борта у бриллианта № 1, достигает затем вновь первого борта у бриллианта № 7. Если же биток отражается от третьего у бриллианта № 2, то он достигает первого борта у бриллианта № 8 в углу. Бриллиант № 3 на третьем борту связывает с бриллиантом № 3 (с прицельным числом 3) на коротком борту. Различные бриллианты связаны, как показано на рисунке. Для того чтобы пользоваться Бриллиантовой системой игрок должен запомнить связи, так как ему необходимо знать траекторию битка после отражения от третьего борта. При использовании бриллиантовой системы игрок анализирует свой удар ретроспективно, то есть он выясняет, в каком месте биток должен отразиться от третьего борта, чтобы удар получился результативным.

Допустим, например, что оба прицельных шара находятся в правом верхнем углу рисунка, а биток (как изображено) в правом нижнем. Игрок, запомнивший связи между бриллиантами, знает, что для того, чтобы попасть в правый верхний угол, биток должен отразиться от третьего борта у бриллианта № 2. Играющий должен определить, в каком месте биток должен отразиться от первого борта, чтобы отразиться затем от третьего борта с прицельным числом 2. Биток находится в углу с исходным числом 5. В соответствии с бриллиантовой системой игрок должен из исходного числа (5) вычесть прицельное число (2), что в результате дает 3. Это и есть искомое прицельное число (номер) бриллианта на первом борту по которому следует нанести удар битком. В случае когда биток находится в исходном положении 5, чтобы он отразился от третьего борта в точку с прицельным числом 3 на первом борту. Обратите внимание на прямую линию соединяющую исходную точку 5 с прицельной точкой 3 на первом борту. Если биток расположен на этой линии, то любой ее точки независимо от конкретного положения битка приписывается исходное число 5.

При использовании Бриллиантовой системы следует наносить удар ВЫШЕ ЦЕНТРА БИТКА с небольшим БЕГУЩИМ ВИНТОМ и плавным СОПРОВОЖДЕНИЕМ БИТКА. При ЖЕСТКОМ отрывистом или слишком сильном ударе угол отражения сужается. При прицеливании необходимо целиться НЕПОСРЕДСТВЕННО В БРИЛЛИАНТ, а НЕ В ТОЧКУ НА БОРТУ НАПРОТИВ БРИЛЛИАНТА. Поскольку все столы имеют разное качество, разную силу отскока от борта и разную жесткость бортов, то на каждом конкретном столе нужно слегка корректировать удар и расчет точки прицеливания. Бриллиантовая система предусматривает дробные значения прицельных и исходных чисел. Бриллиантовая система применима только для ударов с естественными углами отражения, то есть к естественному качению.

Игровая стойка в бильярде

На практике не существует единой, «универсальной» стойки для игрока на бильярде. В зависимости от вашего телосложения, высоты стола и вида игры разные игроки принимают ту или иную стойку. Главное запомнить несколько основных моментов:

1) Стойка должна быть сбалансированной. Это важно, поскольку при нанесении хорошего удара ваше тело должно быть как можно более неподвижным. Двигаться должна лишь ваша рука в плоскости бильярдного стола. Поставьте ноги так, чтобы равномерно распределить вес тела. Нагрузка в стойке должна приходиться только на ноги, рука на столе, служащая упором для кия, не должна быть нагружена.;

2) Ваше предплечье должно быть перпендикулярно плоскости стола. Угол в 90 градусов должен сохраняться и при нанесении удара. Не должно быть никакого бокового движения вашей руки. Это основа хорошего прямого удара;

3) Рука, которой вы наносите удар, должна иметь определенную степень свободы. Она не должна задевать бедро при ударе. Удобство — немаловажный фактор для стойки;

4) В стойке и при ударе кий должен находиться параллельно плоскости бильярдного стола (за исключением отдельных ударов). Таким образом, в зависимости от вашего роста высота стойки может варьировать.

Хват бильярдного кия


Хороший хват имеет довольно важное значение в бильярде. Правильный хват это составляющая хорошего удара. Неправильный хват ограничит рост вашего уровня игры.
Хват должен быть свободным и расслабленным. Никогда сильно не сжимайте кий, хват должен быть легким как во время прицела, так во время совершения удара. Постарайтесь использовать два-три пальца руки для поддержания кия и ваш большой палец для того, чтобы кий не выпал из руки.
Ваше запястье и предплечье должно быть на одной линии. Не отгибайте полусжатый кулак, удерживающий кий, наружу или вовнутрь. Вообще не напрягайте руку в запястье, лучезапястный сустав должен свободно работать как шарнир.

Помимо прочего, необходимо определить, в каком месте нужно брать кий. Нужно ли брать кий за нижнюю чашку турника? Для определения этого необходимо вычислить центр тяжести кия. Для этого попробуйте сбалансировать ваш кий на указательном пальце. Запомните эту точку как «точку отсчета». В зависимости от вашего роста, вам следует брать кий на участке длинной, по меньшей мере, в 15 см. от центра тяжести. Если вы не высокого роста вам следует брать кий ближе к «точке отсчета» и наоборот, если вы высокого роста вам лучше держать кий подальше от «точки отсчета»

Если вы решили научиться игре на бильярде вам следует хорошо отработать захват кия — «мост». Существует несколько видов захвата, мы остановимся на двух основных.

Закрытый мост

Правильно обхватывая указательным пальцем шафт вашего кия, вы сможете ограничивать вибрацию шафта и избежать кикса (т.е. неудачного удара с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка, см. «терминология бильярда»). Вначале все это кажется не очень существенным, но с ростом уровня вашей игры это будет принимать все большую значимость. Итак, начнем:
1) Положите руку на стол ладонью вниз. Поверните кисть так, чтобы ваши пальцы указывали на один час (представьте, что кисть лежит на циферблате часов);

2) Положите шафт кия (ближе к наконечнику) поперек сустава большого пальца и поперек второго сустава среднего пальца;

3) Теперь попробуйте обхватить указательным пальцем шафт и расправить пальцы. Для людей с неэластичными суставы это возможно будет самым трудным, но не отчаивайтесь. Возможно это потребует некоторой тренировки, но на самом деле это не сложно;

4) Подвиньте ваш большой палец вперед к кончику указательного пальца, чтобы образовалось замкнутое кольцо вокруг шафта. Старайтесь держать кий на одном уровне с поверхностью стола. Теперь выпрямите вашу руку в предплечье. Постарайтесь зафиксировать локоть. Ваша кисть немного повернется в направлении по часовой стрелке. Это усилит захват шафта, так что вам придется ослабить захват чуть сдвинув указательный палец. Кий должен легко скользить между пальцами и в то же время хорошо держаться.

Если же он все-таки не скользит, попробуйте использовать мелок или специальную перчатку.

Если вы хотите исполнить оттяжку (см. терминологию), постарайтесь как можно сильнее расправить пальцы и прижать их к столу.

При клапштосе (ударе строго в центр битка) придайте ладони форму перевернутой чаши чуть подтянув пальцы в сторону запястья.

Для исполнения наката подтяните пальцы к запястью еще больше, образую мост на кончиках пальцев. Не забывайте всегда держать запястье прижатым к столу. Всегда важно регулировать высоту кия над столом при нанесении удара при помощи моста, а не поднимая или опуская турник кия. Если же вы считаете, что такой захват для вас слишком сложен, попробуйте научиться делать открытый мост.

Открытый мост

Некоторые люди испытывают определенные трудности при формировании закрытого моста. Он требует определенной гибкости суставов пальцев и запястья. К тому же при определенных ударах (как пример- перескок) закрытый мост далеко не самый выигрышный вариант. В таких случаях лучше использовать открытый мост.

Многие, если не все, игроки в снукер используют открытый мост исключительно из-за важности точного прицеливания: при открытом мосте линию вашего взгляда вдоль шафта не перекрывает указательный палец. По этой же причине этот мост предпочитают многие пуловские игроки.
5) Начните с положения, описанного на рисунке 1;

6) Вместо того, чтобы обхватывать шафт указательным пальцем, просто приподнимите кончик большого пальца, чтобы ваш большой и указательный палец образовали букву «V». Вот и все. Открытый мост готов;

7) Для того, чтобы поднять уровень кия над столом подтяните пальцы и придайте ладони форму перевернутой чаши. Чтобы снизить уровень- прижмите ладонь к столу;

8) Некоторые игроки сгибают пальцы, как показано на рисунке. Скорее всего, это не самая лучшая идея. Однако и таким мостом пользуются игроки.

Мост для ударов через шар

Если необходимо произвести удар по битку ЧЕРЕЗ ШАР, поступите следующим образом. Оперев все четыре пальца о поверхность стола позади мешающего прицельного шара (шаров), поднимите кисть на необходимую высоту и разместите кий на упоре, образованном большим пальцем и суставом указательного пальца (см. рис.9). Это неудобный упор, однако он крайне необходим в практической игре.

Мост для ударов с борта

Если биток отстоит от борта более чем на 10 см, положите опорную кисть на поручень и разместите большой палец под указательным. Придвиньте кий вплотную к большому пальцу и обхватите его с другой стороны указательным пальцем. При выполнении удара по возможности сохраняйте горизонтальное направление кия. Если биток отстоит от борта менее чем на 10 см, разместите кий между большим и указательным пальцем. Остальные три пальца положите на поручень.

Разновидность удара по битку определяется направлением смещения точки удара от центра шара. Таких направлений девять и каждое из них определяет название удара.

Девять основных точек удара


Клапштос

(удар в центр битка)
Клаптштос — один из основных ударов, позволяющих «положить» шар наверняка. При ударе строго по его центру в плоскости, параллельной поверхности бильярда, биток получает только поступательное движение вперед и, столкнувшись с «чужим» шаром, остановится на месте. Играемый шар отскочит в желаемом направлении.

Будучи полезным и красивым ударом, клапштос легко выполняется на близком расстоянии от прицельного шара и очень труден на дальнем.
Но наиболее трудновыполним клапштос, если биток остановился, плотно прижавшись к тому борту, со стороны которого его предстоит играть.
В данном случае удар наносится несколько необычно: толстый конец кия поднимается вверх с расчетом, чтобы наклейкой коснуться точки, наиболее близкой к центру шара.

Клапштос, удар в центр шара является краеугольным камнем всей бильярдной техники, а потому, не освоив его, нельзя переходить к обработке других, более сложных ударов.

Остальные восемь ударов носят общее название эффе, то есть «крученый» удар, от которого шар при поступательном движении начинает еще и вращаться (удары с вращением).

Накат

(удар в верхнюю точку строго над центром битка)
Часто бывает нужно, чтобы «свой» шар после соприкосновения с «чужим» пошел вперед.
Для этого наносится протяжный длинный удар в верхнюю часть битка. При этом биток, кроме толчка в направлении от игрока, получит вращательное движение и после столкновения с играемым шаром, задержавшись на мгновение, покатится вперед. Такой накатной удар обычно охотно применяют новички, так как особых сложностей он не вызывает. Считается, что при накате удар и прицел наиболее верны.

Оттяжка

(удар в нижнюю точку строго под центром битка)
Если требуется, чтобы после соприкосновения шаров «свой» ушел назад, то удар наносится в нижнюю часть битка.
При этом, в противоположность накатному удару, вместе с поступательным движением вперед биток получит вращение вокруг горизонтальной оси в обратную сторону и, задержавшись на месте, после удара покатится назад.

Оттяжка считается одним из самых красивых и трудных ударов. Ее применение весьма обширно. При оттяжке важны мгновенность и мягкость удара.
Большое значение при этом имеет состояние наклейки. Только хорошо намеленная, закругленная, эластичная и шероховатая ее поверхность даст возможность правильно выполнить удар.
Рассмотренные первые три удара обеспечивают либо остановку битка, либо движение его после столкновения с играемым шаром вперед или назад.
Клапштос, накат и оттяжку принято относить к простым ударам. Если же необходимо, чтобы после столкновения с прицельным шаром «свой» покатился вправо или влево, то применяются более сложные боковые или французские удары.

Появились эти удары на первых безлузных французских бильярдах в карамбольных партиях. Большое распространение они получили лишь после усовершенствования киев и появления кожаной наклейки.

Главное достоинство боковых ударов заключается в возможности посредством их выполнять отыгрыш и выход.

Правый боковик

(удар в точку строго вправо от центра битка)
При таком ударе биток получает, кроме поступательного движения вперед, вращательное движение вокруг вертикальной оси, проходящей через центр шара, против часовой стрелки и, столкнувшись с играемым шаром, передав ему поступательное движение, завертевшись волчком и увлекаемый своим вращательным движением, пойдет только вправо.

Левый боковик

(удар в точку строго влево от центра битка)
Действие данного удара аналогично предыдущему, только биток получает вертикальное вращение по часовой стрелке и после столкновения с другим шаром пойдет только влево.
Следующие четыре удара являются наиболее сложными и носят название комбинированных ударов, так как включают в себя одновременно элементы боковых ударов, а также наката или оттяжки. Иногда такие удары называют боковой накат или боковая оттяжка.

Верхний правый боковик или накат вправо

(удар в точку вправо и вверх от центра битка)
Данный удар выполняется, если надо, чтобы биток после столкновения с прицельным шаром покатился вправо и при этом вперед. Удар кием наносится в верхнюю правую часть шара плавно и протяжно. Этот удар сообщает шару три вида движения:
— поступательное движение вперед,
— ускоряющее движение — накат,
— некоторое, на глаз едва заметное, отклонение в правую сторону благодаря боковому вращению шара вокруг вертикальной оси, т. е. эффе.

Верхний левый боковик или накат влево

(удар в точку влево и вверх от центра битка)
Последствия такого удара аналогичны предыдущему, только биток уходит влево и вперед.

Нижний правый боковик или оттяжка вправо

(удар в точку вправо и вниз от центра битка)
В результате данного удара биток после столкновения «оттягивается» назад и вправо.

Нижний левый боковик или оттяжка влево

(удар в точку влево и вниз от центра битка)
Следствия этого удара: «свой» шар, столкнувшись с играемым, «оттягивается» назад и влево.

Однако не всегда следует ударять точно в одну из указанных девяти точек битка. Большое значение здесь имеет удаление «своего» шара от играемого.
Например, если перед ударом накатом биток стоит на расстоянии 0,5 — 2,5 м от прицельного шара, то удар кием наносится примерно в точку, расположенную посередине между центром «своего» шара и его верхним краем.

В этом случае при ударе о другой шар биток хотя и потеряет часть полученной энергии, но сохранит вращение вокруг горизонтальной оси, которое и даст ему возможность продолжать движение намного дольше, чем если бы у него такого вращения не было.

Если же «свой» шар отстоит от прицельного на 0,2 — 0,5 м, то при таком ударе кием по битку наката не получится, ибо шар на столь коротком отрезке не успеет получить вращение нужной силы.

Поэтому в данном случае для получения наката наносится короткий сильный удар почти в самый верхний край шара.

Точно так же необходимо производить корректировку при выборе точки удара с учетом взаимного расположения битка и играемого шара при выполнении оттяжки и боковых ударов.
ДУПЛЕТЫ. КРУАЗЕ. АБРИКОЛЬ.

Три закона физики бильярда

При игре отраженных шаров, т. е. дуплетах, триплетах и т. д., надо помнить три закона физики, применимые на бильярде:

1. Угол падения равен углу отражения (при простом ударе).

2. Угол падения может быть не равен углу отражения (при боковике).

3. С увеличением числа ударов шара о борт возрастает вероятность попадания его в одну из луз (если начальное движение шара не перпендикулярно и не параллельно ни одной из линий бильярда).


Итак, основными ударами при игре отраженных шаров являются Дуплет и Абриколь.

Дуплет — прямой и резаный

Дуплет — удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Играть дуплетом можно вне зависимости от того, стоит ли прицельный шар около борта или нет. Вся разница будет в прицеле. Для результативного исполнения дуплета естественно необходимо правильно рассчитать точку нанесения удара по битку (см. удары кием по битку) и точку прицела.

В случае прямого дуплета прицельный шар бьют прямо «в лоб», в самый центр шара. Сила удара при игре прямым дуплетом в среднюю и угловую лузу различна.

Дуплет в среднюю лузу выполняют несильным ударом с расчетом, что если шар не сыграет, а стукнется о губки лузы, то он отойдет на некоторое расстояние и явной подставки не произойдет.

В угловую же лузу надо играть только сильным ударом. Если сыграть тихим, то при неточном ударе подставки не избежать.
Резанный дуплет более сложен, чем «прямой» дуплет. В позиции, когда угол падения не равен углу от ражения, прицельный шар надо «резать», а не играть «в лоб». При этом угол отражения может увеличиться по сравнению с углом падения.

Круазе и абриколь

Круазе выполняется также, как и «резаный» дуплет, но в случае, когда биток стоит под очень тупым углом к линии, соединяющей средние лузы.

Напомним, что абриколь — это удар, при котором, биток сначала ударяется о борт, а затем в прицельный шар.

Например. Если прицельный шар закрыт промежуточными шарами, то играть можно битком, пущенным в сторону от них и отраженным от борта. Биток можно слегка подкрутить влево или вправо в зависимости от положения битка.
В данном случае биток можно подкрутить влево. На практике борта не обладают такой же отражающей способностью, как зеркало в случае со светом. Таким образом, закон о равенстве угла падения и угла отражения не абсолютно верен на бильярде (но очень близок к этому).

Шар после удара о борт приобретает вращательное движение и немного отклоняется от предполагаемой траектории движения. И это необходимо учитывать, т. е. целиться в точку, находящуюся чуть ближе к битку. Придавая битку поступательное, вращательное или комбинированное движение, он отразится от борта под разным углом.

При исполнении абриколя обычно используют легкий накат, чтобы шар катился естественным образом, а не был закручен или подрезан, иначе при ударе о борт угол отражения не будет естественным.

Сильный накат увеличит отклонение от траектории. Это отклонение можно скомпенсировать более близким прицелом.

Оттяжка отклонит шар после удара о борт в противоположную сторону, по направлению к вам. Это можно скомпенсировать, перенеся точку прицела чуть дальше.

Любой боковик наиболее зрительно заметен при ударах от борта.
Ну и чем вам помог ответ С ЧЕГО НАЧАТЬ?

Заранее ведь известно, что скажет большинство. Ну это фигня. Ты мне секреты, секреты давай.

Да все уже известно, нет никаких секретов.

Made on
Tilda