Глава третья

«ПРАВИЛА ИГРЫ»

В настоящее время в мире наиболее широкое распространение имеют 4 основных направления бильярда:

Пирамида (Русский бильярд)
Pool (Пул)
Snooker (Снукер)
Carom (Карамболь)

На территории России и стран СНГ наиболее широкое распространение сегодня имеют Русский бильярд и Пул, но в последнее время в клубах устанавливаются и столы для Снукера и Карамболя.

Русский бильярд

Эта игра отлична от всех других тем, что при большом диаметре шара (68 мм) размеры луз лишь незначительно больше (72−74 мм угловая и 78−80 мм средняя). Соревнования проводятся на столах размером 12 футов, но любительская игра может вестись и на столах меньших размеров.

Пул

При том, что все шары имеют разный цвет и размер луз при диаметре шара 57,2 мм практически в 2 раза больше, эта динамичная и быстрая игра получила особое признание у молодежи. Вне зависимости от места, где установлен стол (клуб, кафе, бар), играют на нем практически постоянно. Турнирный стол имеет размер 9 футов, но для любителей вполне достаточны и столы меньших размеров.

Снукер

Это интеллектуальная игра. Шары в снукере — это те же шахматные фигуры, с тем лишь отличием, что будут «ходить» так, как вы захотите. Снукер развивает тактическое и стратегическое мышление, т.к. каждый удар здесь продумывается на несколько шагов вперед.

В настоящее время снукер переживает свое бурное развитие и становится самым популярным видом бильярда во всем мире. Стремительно растет его популярность — появляются все больше новых клубов, в которые приходят все больше людей. Особое место для снукера это Великобритания, здесь появилась эта замечательная игра и именно здесь находится центр мировой снукерной жизни. Каждый год в Великобритании проводится чемпионат мира, за которым наблюдают люди по всему миру. В России снукер только набирает свою популярность. Однако стоит надеяться, что в скором времени и у нас появятся игроки, способные на равных соперничать с мировыми звездами снукера.

Карамболь

Карамбольный бильярд значительно отличается от лузного. Прежде всего, в карамбольной игре необходимо отметить больший динамизм и более быструю смену игровых ситуаций. Поэтому от игрока во время выполнения ударов и проведения серий требуется большое внимание, сосредоточенность, умение анализировать и прогнозировать дальнейшее развитие ситуации и, несомненно, превосходное знание и владение техникой проведения основных ударов и приемов.

Игру в карамбольном бильярде ведут только тремя шарами. При этом целью игрока является нанесение удара, в результате которого произойдет последовательное соударение шаров, находящихся в игре. Задача усложняется еще и тем, что после очередного столкновения шары должны всякий раз останавливаться близко друг к другу. Только так спортсмен может обеспечить себе возможность проведения целой серии ударов.

Золотые правила бильярдного этикета.

Первый и главный закон бильярдного этикета гласит: уважай своего партнера или игрока, занимающего соседний стол.

Следует запомнить, что момент, когда ваш партнер или бильярдист за соседним столом целится перед ударом или уже наносит удар, считается «святым». Совершенно недопустимо «лезть в игру»: отвлекать игрока разговором или давать советы («говорить под руку»), а так же стоять напротив лузы, в которую он целиться, опираться на стол и держаться руками за ту область борта, куда предположительно направляется шар.

Если вам нужно пройти, а на пути у вас оказался наклонившийся над бильярдом игрок, обязательно дождитесь, пока он нанесет удар.

Крайне неприличным считается играть в верхней одежде. Одеваться желательно так, чтобы во время игры свести к минимуму возможность зацепить шары рукавом, галстуком или фалдами пиджака. А если это все-таки произошло, не стоит обижаться на партнера, когда он укажет вам, что произошла ошибка. Вообще, если вы совершили ошибку, предусмотренную основными правилами или оговоренную вами заранее, не дожидайтесь, пока вам укажут на это, а лучше сами возьмите биток и передайте его партнеру. Если же ошибку совершил ваш противник, например, не попал ни по одному из прицельных шаров, не хватайте сию же секунду белый шар, ведь, ударившись несколько раз о борта, он может все же коснуться другого шара.

В целом все действия на бильярдном столе следует совершать после того, как остановиться последний шар, катящийся в результате предыдущего удара.

Неприличным считается пристально смотреть за тем, что происходит за соседним столом, и уж тем более в качестве зрителя" стоять над душой" у незнакомых вам игроков.

Прежде чем наблюдать за чужой игрой, спроси разрешения у игроков, поскольку такое внимание к игре может их отвлекать. Кстати говоря, среди профессиональных бильярдистов таких чересчур активных болельщиков, мягко говоря, не жалуют.

Что касается разговора за столом, то этот момент партнерам следует обсудить до начала игры. Не в меру разговорчивый соперник не сможет побыть «молчуном» и будет вам мешать, и в конечном итоге его болтливость сыграет вам плохую службу, что обязательно отразиться на счете в партии.

Никогда не ставь напитки или пепельницу на борт стола: при неблагоприятно стечении обстоятельств придется платить штраф. Вообще, область стола считается «святой»: недопустимо даже курить над столом.

К сожалению, бильярд зачастую ассоциируется с прокуренным помещением, подвыпившими игроками и публикой весьма сомнительного вида. Таким представлениям способствовали многочисленные голливудские фильмы.

В действительности, бильярд — благородный спорт сильных и уверенных в себе людей, знающих цену разумному риску и трезвому расчету.

Правила русского бильярда

«АМЕРИКАНКА»
Игра проводится шестнадцатью шарами. Можно играть любым шаром, находящимся на столе. Побеждает тот, кто первым положит восемь шаров.
Перед началом игры пятнадцать шаров ставятся в пирамиду без учета их номеров. В целом соблюдаются правила «Малой русской пирамиды».
Разница в том, что после первого удара «с рук» из «дома» можно играть любым шаром любой шар, а также класть в лузу «свой» шар от шара или шаров. Заказывать лузу и назначать шары не надо.

Безразлично, сколько шаров упадет от одного удара, если только не будет штрафа.

Штраф взимается в виде шара с полки партнера, допустившего ошибку, или «будущих» шаров, если на момент штрафного удара сыгранные у него отсутствуют. Снятый с полки шар выставляется на стол плотно к тому короткому борту, где ставится пирамида.

Штраф взимается:

а) при всяком касании (кием, рукой, одеждой и т. п.) любого шара играющим до, после и при выполнении удара;
б) при ударе турняком или боковой частью кия;
в) при промахе, когда «свой» шар не коснется ни одного из шаров;
г) при касании шаров играющим, ошибочно посчитавшим партию оконченной;
д) при ударе во время еще продолжающегося движения шаров от предыдущего удара:
е) при вылете за борт «своего» или «чужого» шара, по которому произведен удар. Если при нарушении правил по пунктам «а», «б», «д», и «е» одновременно был положен шар (шары) в лузу, то они также выставляются на стол.

Играть партнеру выставленными штрафными шарами сразу не разрешается за исключением случая, когда на столе остаются только штрафные шары. Ничья может быть зафиксирована при взаимном согласии партнеров при условии, если оба положили по семь шаров.

Важным в «Американке» является умело выполненный начальный удар, так как в случае покладки первого шара ударом «с рук» и удачной композиции остальных опытный игрок может с «разбоя» либо закончить партию, либо сыграть подряд несколько шаров.

При заметной разнице в классе игры между партнерами может устанавливаться фора. Разбивает пирамиду обязательно более сильный игрок.

Фора дается двумя способами:

а) партнер, дающий фору, разбивает пирамиду, а после окончания удара снимает со стола договоренное число шаров (которые выбирает по своему усмотрению) и отдает их партнеру, получающему фору;
б) партнеры договариваются, сколько шаров играть каждому: например, дающему фору — десять шаров, а получающему — шесть и т. д.

Отыгрыш выполнить при игре в «Американку» сложнее, чем в «Малой русской пирамиде», так как даже незначительная ошибка при постановке шаров в неудобное для игры положение может привести к сыгрыванию их партнером.

Игра в «Американку» более живая по сравнению с «Пирамидой», она развивает умение выполнять самые разные виды ударов, широко используя при этом боковое вращение «своего» (эффе). Пользоваться машинкой, мазиком и длинным кием не разрешается.

«МАЛАЯ РУССКАЯ ПИРАМИДА»
Игра производится 16 шарами. 15 белых шаров имеют нумерацию от 1 до 15 очков. Шестнадцатый шар — биток может быть цветным либо полосатым, заметно отличающимся от других шаров.

Шары устанавливаются в пирамиду в строго определенном порядке. В вершине пирамиды, на третьей точке стола — «четверка» (лобовой шар), по бокам основания пирамиды — «двоика» и «тройка», а самые крупные шары «13», «14», «15» — в центре пирамиды. При таком расположении после разбивки пирамиды, как правило, раскатятся только крайние шары с малыми номерами, а крупные шары останутся в середине пирамиды.

Сумма всех обозначенных на шарах цифр составляет 120 очков. К номеру шара с «единицей» («туз») прибавляется 10 и к последнему оставшемуся шару, независимо от нанесенной на нем цифры, прибавляется также 10. Таким образом, общая сумма очков — 140.

Игра ведется только одним, «своим» шаром. Выигравшим считается тот, кто первым наберет 71 очко. Если один игрок набрал 70 очков («своя»), то даже в случае покладки последнего шара его партнером в партии фиксируется ничья.

Иногда играют втроем и даже вчетвером. Так бывает в товарищеских встречах на досуге, когда желающих поиграть много, а столов мало. При игре втроем дополнительно к шару «2» прибавляется 10 очков, и тогда в пирамиде будет 150 очков. Чтобы одному из партнеров выиграть, ему необходимо набрать 51 очко. Если все трое сыграли по 50 очков, то фиксируется ничья.

При игре вчетвером (каждый за себя) к общему числу очков в пирамиде прибавляется еще 10. На этот раз к шару «З». Таким образом, общая сумма очков в пирамиде оказывается равной 160. Выигравшим считается тот, кто первым набрал 41 очко. Ничья возможна в том случае, когда у каждого окажется по 40 очков.

Перед началом игры следует договориться об условиях игры. Одно из таких условий — как заказывать шары: строгим заказом «по чистому назначению» или «шар-луза». При игре «по чистому назначению» перед ударом играющий точно называет номер шара, лузу, куда он желает положить шар, а также объясняет, каким образом должен упасть шар (от такого-то шара, таких-то шаров, абриколью, шаром или шарами и какими именно, каким видом дуплета и т. д.). Игра «шар-луза» предусматривает точное назначение номера шара и лузы, в которую играют. Каким образом шар будет приближаться к лузе — не имеет значения.

Другим условием игры может быть фора, которую дает более сильный игрок другому. Эта фора обычно составляет 5, 10, 15, 20, 30 и даже 35 очков. Вместе с тем молодым спортсменам не рекомендуется привыкать к перестраховке от проигрыша, требуя вперед очки. Фора снижает качество игры, ослабляет волю игрока, собранность, мешает сосредоточенности. Фора оправдана в основном при встречах на товарищеских турнирах команд или во время игр партнеров разного класса. Заказ должен быть произнесен громко, ясно и обязательно до удара.

При правильном сыгрывании назначенного шара все остальные шары, упавшие в лузы вследствие этого же удара, засчитываются как сыгранные, вне зависимости от времени их падения по отношению к падению заказанного шара. Когда на бильярде остается один шар, называть его номер не требуется.
Если шар ударился о внутреннюю стенку лузы и выскочил обратно на стол, он не засчитывается и оставляется там, где остановился.

Кому начинать игру в первой партии — определяется жребием. В дальнейшем игру начинает победитель предыдущей партии. Во время игры разрешается пользоваться киями разной длины, машинкой и мазиком.

Штрафные санкции.
При игре в пирамиду предусмотрены штрафы:
а) 5 очков, которые снимаются со счета провинившегося и прибавляются к счету партнера;
б) выставление шара, положенного в лузу, на стол.
Ошибки, за которые назначается штраф в 5 очков:
а) падение битка в лузу;
б) биток выскочил при ударе за борт;
в) удар по ошибке выполнен не «своим» шаром;
г) биток не задел шар-мишень и не коснулся ни одного из шаров, находящихся на столе (в том числе и при самом первом ударе);
д) удар выполнен не наклейкой, а турняком или боковой частью кия;
е) во время удара партнер стушевал (коснулся) любой шар кием, одеждой, рукой и т. д.;
ж) удар во время движения шаров от предыдущего удара;
з) касание шаров игроком, ошибочно посчитавшим партию оконченной;
и) прямое попадание в шар, находящийся в «доме», при игре «с рук».

При ошибках, предусмотренных пунктами а) и б), кроме штрафа в 5 очков, если одновременно в лузу упадут заказанные шары. то они на засчитываются и выставляются на третью точку стола. Если же точка занята, то — на короткий борт с внутренней стороны пирамиды.

Иногда ошибки, отмеченные в пунктах д) и е), по предварительному взаимному договору партнеров не штрафуются. Однако в целях выработки у спортсменов аккуратности и повышения культуры игры эти ошибки целесообразно штрафовать.

Если один из партнеров после удачного удара посчитал, что у него партия, и смешал остальные шары (пункт з), то положение шаров восстанавливается, игра продолжается, удар переходит к сопернику.
Ошибки, после которых сыгранный шар не засчитывается:
а) шар положен запрещенным ударом («пропнх», «нажим»);
б) при игре «с рук» часть корпуса и ноги игрока выступают за линию длинного борта;
в) во время удара партнер, навалившись на край стола, не касается пола ногами.
Во всех перечисленных случаях штраф ограничивается тем, что сыгранный шар выставляется на стол на общих основаниях. Удар переходит к партнеру. Если все шары находятся в «доме», а играть надо «с рук», то временным «домом» становится «глубина» стола, находящаяся в районе третьей точки.
«МОСКОВСКАЯ ПИРАМИДА»
Эта игра появилась в нашей стране в начале 60-х годов, а к настоящему времени получила широкое распространение. Иногда ее называют просто «Московская». В ней одновременно присутствуют элементы как «Малой русской пирамиды», так и «Американки».

Игра проводится шестнадцатью шарами. Пятнадцать шаров устанавливаются в пирамиду без учета номеров. Победителем считается тот, кто первым положит в лузы восемь шаров. Заказывать лузы и назначать шары не требуется.
Игра, так же как и в «Пирамиде», ведется только одним битком, отличающимся от других шаров цветом или нанесенными на него взаимоперпендикулярными полосами. Но, в отличие от «Пирамиды», биток можно играть в лузы от шара или нескольких шаров, в том числе и при разбивке пирамиды ударом «с рук».

Каждая покладка «своего» в лузу означает, что в актив данного игрока поступает один шар. Этот шар, по своему выбору, снимает со стола его партнер и передает игроку, сыгравшему биток в лузу. Если при сыгрывании битка в лузу в сетки луз упадут другие шары. то все они также засчитываются как правильные. Игрок, положивший в лузу «своего», вынимает его рукой из сетки, по своему усмотрению выставляет на любую точку «дома» и продолжает игру ударом «с рук» на общих основаниях.

Штраф взимается выставлением одного шара с полки допустившего ошибку игрока или зачетом шаров «будущих», если к моменту этой промашки шары у него в активе отсутствовали. Снятый с полки шар выставляется на стол к короткому борту со стороны пирамиды.
Штраф в виде одного шара взыскивается:
а) при всяком касании играющим любого шара рукой, одеждой и т. п. до. после или при выполнении удара;
б) при ударе по битку турняком или боковой частью кия;
в) при ударе во время незавершившегося движения шаров от предыдущего удара;
г) при промахе, когда «свой» не коснулся ни одного из шаров;
д) при вылете за борт «своего» шара;
е) при отрыве обеих ног от пола во время удара.
Если при нарушении по пунктам а), д) и е) были сыграны один или несколько шаров, то последние не засчитываются, вынимаются из луз и устанавливаются у короткого борта в районе третьей точки.

В отличие от «Американки», в этой игре одним из результативных и в то же время сравнительно безопасных ударов является сыгрывание «своего» в угловую лузу на тихом ударе. При игре в «Американку», если биток в лузу не упадет, он почти наверняка подставляется для сыгрывания его партнером. Здесь же, наоборот, «свой» шар, застряв в лузе или оказавшись вблизи нее, становится в неудобную для игры позицию.

Условия, на которых может даваться фора для уравнивания шансов на игру, такие же, как и при игре в «Американку».

Во время игры разрешается пользоваться киями разной длины, машинкой и мазиком. «Московская пирамида» дает хорошую возможность использовать в игре как простые, так и сложные удары, а также широко применять отыгрыш, выход и все виды боковых ударов.

Правила американского бильярда

«ВОСЬМЁРКА»
Цель игры: «Восьмерка» — бильярдная игра по заказу. Игра ведется битком (белый шар) с использованием пятнадцати прицельных шаров, пронумерованных от 1 до 15. Один игрок забивает шары с номерами от 1 до 7 (цветные), другой игрок — от 9 до 15 (полосатые). Побеждает тот, кто, забив все шары своей группы, забивает шар № 8 по заказу, при правильном ударе.

Заказ: Если очевиден удар, т. е. шар и луза, куда направлен шар, то заказывать удар не обязательно. Если партнер не уверен в направлении удара соперника, то он вправе спросить о заказе. Удары от бортов и комбинированные удары (т.е. удары прицельными шарами или от шаров) не считаются очевидными, поэтому игрок должен заказать шар и лузу. При заказе не объявляется таких деталей, как рикошеты, количество касаний бортов, касания шаров и т. п. Все неправильно забитые шары остаются в лузах независимо от того, принадлежат они группе играющего или его соперника. Начальный удар не является заказным. Если при правильном начальном ударе в лузу падает какой-либо прицельный шар, то игрок получает право на следующий шар.

Установка шаров при игре в пул:
Шары устанавливаются в форме треугольной пирамиды с шаром № 8 в центре. Первый шар пирамиды устанавливают на точку пирамиды (задняя отметка); полосатый в одном углу основания пирамиды, а цветной шар — в другом углу. Цветные и полосатые шары чередуют.

Чередование разбивки: Победитель розыгрыша первого удара имеет право либо сам выполнить начальный удар (разбивка), либо передать его сопернику. При проведении индивидуальных соревнований игроки разбивают по очереди в каждой последующей партии.

Правильный начальный удар (разбивка): Начальный удар считается правильным, если игрок битком (из дома):

— забивает любой прицельный шар или
— доводит до бортов по крайней мере 4 прицельных шара.
Невыполнение этих требований — ошибка и вступающий в игру соперник имеет выбор:

— продолжить игру из сложившейся позиции;
— повторно установив пирамиду шаров, произвести вновь начальный удар или предложить это партнеру.
Попадание битка в лузу при разбивке: Если это произошло, то:

— все забитые шары остаются в лузах (кроме «восьмерки»);
— это расценивается как ошибка;
— стол остается открытым.
Прицельный шар выскочил за борт при разбивке: Выскакивание за борт прицельного шара при разбивке считается ошибкой и вступающий в игру партнер имеет выбор:

— принять сложившуюся позицию и произвести очередной удар;
— произвести удар с руки из дома. Примечание: вступающий в игру соперник, играя с руки из дома, не должен наносить удар по расположенным в доме прицельным шарам за исключением случая, когда биток возвращается в дом, ударившись о противоположный борт.

«Восьмерка» забита при разбивке: Если при разбивке «восьмерка» падает в лузу, то игрок может либо произвести разбивку заново, либо, установив «восьмерку» на свою точку, продолжить игру. Если с «восьмеркой» падает в лузу и биток, то входящий может или повторить разбивку, или, установив «восьмерку» на свое место, выполнить удар с руки из дома.

Отыгрыш: Из тактических соображений игрок может принять решение: забить прицельный шар и прервать свою серию у стола, объявив заранее «отыгрыш». Отыгрыш считается правильным ударом. Если отыгрыш не объявлен и один из шаров положен в лузу, то игрок обязан выполнить следующий удар. Все шары, забитые при отыгрыше, остаются в лузах.

Ход игры: Игрок продолжает игру до тех пор, пока ему удается при правильных ударах забивать шары своей группы. Положив последний шар своей группы, он может забивать восьмерку.

Наказание за нарушение: Вступающий в игру партнер может играть битком «с руки», т. е. поставить биток на любое место стола (за исключением начального удара, когда биток вводится в игру из дома). Данное правило удерживает игроков от умышленных нарушений, которые могут поставить соперника в невыгодное положение. При игре с руки установку битка можно производить рукой или любой частью кия. После установки битка любое движение кия вперед, сопровождающееся касанием битка, рассматривается как начало удара (правильного или неправильного).

Комбинированные удары (удары от шаров или шарами): Комбинированные удары допускаются, но «восьмерку» нельзя использовать в качестве первого шара в комбинации, за исключением случая, когда стол «открыт».

Ничья: Если после трех попыток, сыгранных каждым игроком (всего шесть попыток), судья решит (или по согласованию игроков), что попытка забить шар или сместить прицельный шар ведет к безрезультативной игре, то шары снова устанавливаются в пирамиду и партия переигрывается. Первый удар — тому, кто начинал незаконченную партию. Эта ситуация рассматривается тогда, когда на столе остается только два прицельных шара и «восьмерка».
«ДЕВЯТКА»
1. Цель игры
В игре «Девятка» используется девять прицельных шаров, пронумерованных от единицы до девяти, плюс биток. При каждом ударе биток в первую очередь должен коснуться шара с наименьшим номером. При этом необязательно забивать шары по порядку номеров. Если игрок забивает шар правильным ударом, то его серия продолжается до первого промаха, фола или победы (в случае сыгрывания девятки). В случае промаха по лузе, вступающий в игру соперник должен принять сложившуюся на столе позицию. Если было совершено нарушение, то оппонент может установить биток в любом месте стола. Перед ударом объявлять заказ не нужно. Матч заканчивается, когда один из соперников выиграет заранее определенное количество партий.

2. Расстановка шаров
Прицельные шары расставляются в виде ромба. При этом единица располагается на его вершине и на задней отметке стола, а девятка в центре пирамиды. Остальные шары расставляются плотно прижатыми друг к другу в произвольном порядке.

3. Очередность разбития пирамиды
В игре «девятка» победивший в партии получает право произвести разбитие в следующей игре, если только организаторами соревнований не установлен другой порядок очередности. А именно:
o Игроки разбивают по очереди
o Разбивает проигравший
o Разбивает проигрывающий по партиям игрок

4. Правильный начальный удар
Правильный начальный удар должен удовлетворять тем же условиям, что и обычный удар, за исключением следующего:
o Игрок должен попасть вначале по единице, в результате чего, будет забит какой-либо прицельный шар, либо борта коснутся четыре прицельных шара.
o Если биток падает в лузу, выскакивает за борт или нарушены правила разбития, то это квалифицируется как фол, и игрок, получивший право удара, может установить биток в любом месте стола.
o Если при разбитии выскакивает любой прицельный шар, то это также считается нарушением, и оппонент может играть с руки с любого места стола. Выскочившие шары не выставляются (исключение составляет только девятка).

5. Продолжение игры
Следующим после правильного разбития ударом может быть так называемый «выкат». (см. п. 6). Если при правильном начальном ударе падает один шар и более, то серия игрока, выполняющего разбитие, продолжается до первого промаха, фола или победы в партии. Если игрок, выполняющий начальный удар, не забивает ни одного шара или совершает нарушение, то начинается серия его оппонента, которая также продолжается до первого промаха, фола или победы. Партия заканчивается после после того как девятка будет забита правильным ударом, или если один из игроков совершит ряд серьезных нарушений правил.

6. Выкат (Push out)
Непосредственно сразу после правильного разбития игрок может выполнить «выкат», чтобы переместить шар в более выгодное для продолжения партии положение. При «выкате» нет необходимости касаться битком прицельного шара или борта, но все остальные требования правильного удара должны соблюдаться. Перед выполнением «выката» игрок должен объявить об этом, в противном случае удар считается обычным. Любой прицельный шар, забитый при «выкате», не засчитывается и не выставляется, за исключением девятки. После правильно выполненного «выката» в игру вступает противник, который может либо принять существующую позицию, либо вернуть право удара игроку, производившему «выкат». «Выкат» не считается фолом до тех пор, пока не нарушены какие-либо правила (за исключением п. 8 и п. 9 настоящих правил). Любой неправильно выполненый «выкат» штрафуется в соответствии с типом допущенного нарушения. Если при разбитии биток падает в лузу, то игрок, получивший право удара, не может производить «выкат».

7. Фолы
Игрок, которому объявлен фол, обязан прекратить свою серию, при этом шары, забитые с нарушением остаются в лузах. (за исключением девятки, которая выставляется). Вступающий в игру противник может установить биток в любом месте стола. Если игрок совершает несколько нарушений в течении одного удара, то это квалифицируется как единственный фол.

8. Неправильный удар
Удар считается неправильным и квалифицируется как нарушение, если первый прицельный шар, которого коснется биток, имеет не наименьший номер.

9. Недоведение шара до борта
Если после контакта битка с шаром не был забит прицельный шар и не был доведен до борта ни один шар, то это считается нарушением.

10. Удар с руки
Когда игрок получает право удара с руки, он может разместить биток в любом месте стола, но без касания какого-либо прицельного шара. До того как произведен удар, игрок может корректировать положением битка.

11. Прицельные шары, выскочившие за борт
Любой не забитый прицельный шар считается выскочившим за борт, если он оказался за пределами игровой поверхности стола. Удар, при котором шар выскакивает за борт, считается фолом. Выскочившие прицельные шары не выставляются (за исключением девятки), а партия продолжается дальше.

12. Фол при выполнении перескока и массе
Если матч проходит не под наблюдением судьи, то считается, что игрок допустил нарушение при выполнении перескока или массе, пытаясь перепрыгнуть или обогнуть мешающий прицельный шар, задев его (в данном случае неважно чем: рукой, кием или машинкой).

13. Три фола подряд
Если игрок допустил три нарушения подряд в трех последовательных ударах без промежуточных правильных ударов, то ему засчитывается поражение в партии. Три нарушения подряд должны быть совершены в одной партии. Между вторым и третьим фолом игроку должно быть сделано соответствующее предупреждение. Серия игрока начинается, когда к нему переходит право удара, и заканчивается в случае промаха, фола или победы в партии, а также если нарушение было совершено между ударами.

14. Завершение игры
Партия начинается, когда биток пересекает линию дома при выполнении начального удара. При этом биток вначале должен коснуться шара с номером один. Партия заканчивается, когда правильным ударом забита девятка или одному из игроков засчитано досрочное поражение.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
Словарь официальных бильярдных терминов
Абриколь — удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

Биток — шар, по которому наносят удары кием в процессе игры. Синоним — «свой»

Боковик — удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от центральной вертикальной линии. Возможен левый боковик и правый боковик. (см. также Дуговик и Винт).

В лоб — удар битком в центр прицельного шара.

Винт — децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.

Вразрез — удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.

Выскочивший шар — шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.

Выход — удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.

Дом — часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.

Дуплет  — удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Дуговик — специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую (см. также Боковик и Винт).

Задняя линия  — линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Зайцы — два стушеванных шара.

Заказ — требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заказная луза — объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.

Заказной шар — объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.

Игра с руки из дома — удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади дома.

Игровая поверхность стола — покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.

Карамболь — удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Катрбан — отражение шара от четырех бортов.

Кий — бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.

Кикс — неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.

Кладка — падение в лузу прицельного шара.

Клапштос — удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.

Контртуш — обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.

Круазе — разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также Оборотний (см. также Дуплет).

Мазик — предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.

Мазка — позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.

Машинка — бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.

Мел — сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.

Накат — удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.

Наклейка — приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.

Оборотний (Краузе) — разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отразившись от борта, пересекает линию движения битка.

Оттяжка — удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.

От шара — удар, при котором прицельный шар или биток падает в лузу, коснувшись другого шара.

Отыгрыш — позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.

Партионный шар — шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линяя — линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка — точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Пирамида — начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке.

Прицельный шар — любой шар на столе, кроме битка.

Продольная линия — линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Результативный удар — правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжение серии у стола.

Розыгрыш — процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Серия (с кия) — последовательность результативных ударов одного из участников.

Треугольник — бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.

Триплет — отражение шара от двух бортов.

Труабан — отражение шара от трех бортов.

Турник — толстая часть кия.

Туш — прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т. п.

Удар на резке — удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Упругий борт — покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.

Фора — дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т. п.

Фукс — шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Центральная линия — линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка — точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
ЖАРГОН
Словарь неофициальных бильярдных терминов
Дармовой — слабый (об игроке), легкий (о шаре).

Заманивать — создавать на столе такую игровую ситуацию, при которой соперник вынужден совершать какие-либо действия, на первый взгляд, выгодные для него, а на самом деле, выгодные тому, кто заманивает. Например, поставить биток так, чтобы соперник вынужден был играть очевидный целый шар, при том, что расклад для полосатых шаров намного выгодней, либо после этого шара нет продолжения серии.

Засаживать — проигрывать (см. также сливать, сдавать).

«Играть 10 (20) копейками» — договориться с кем-либо, что оплачиваешь 10(20)% его потерь в случае проигрыша, но и получаешь тогда 10(20)% в случае выигрыша. Так иногда зарабатывают бывшие игроки, которые очень умело вычисляют того, кто выиграет.

Интерес — деньги или другие ценности, на которые играют. Игра на интерес — игра, в которой победитель получает что-то, помимо морального удовлетворения.

Исполнять — совершать различные неспортивные действия с целью повлиять на игру соперника. К классическим приемам исполнения относятся: разговоры с соперником «под руку», намеливание своего кия перед трудным ударом соперника, переспрашивание о заказе в случае очевидных шаров, советы сопернику как играть, и многое другое.

Катала — игрок, зарабатывающий деньги игрой (в том числе в бильярд). Как правило, каталы стараются «не светиться» в спортивных турнирах, чтоб их не знали в лицо. Для успешной «работы» катале важно не столько очень хорошо играть, сколько уметь заставить играть на деньги более слабого игрока (см. разводить).

Лох — пренебрежительное название слабого игрока, или часто игрока, на котором можно нажиться (плохо играющий человек с деньгами).

Ответить вдвойне (втройне и т. д.) — ситуация, в которой один из игроков ставит в 2 (3 и т. д.) раза больше денег, чем другой. Делается это в тех случаях, когда риск одного из них проиграть выше, чем у другого. Например, «двойной ответ» иногда дают тому игроку, который равному сопернику дает фору. Часто такое бывает на конкретных игровых ситуациях, например: при сыгрывании трудного шара один ставит 1 рубль на то, что забьет, а соперник отвечает 2 рублями на то, что не получится. См. также примазать.

Подтягивать — то же, что разводить.

Примазать — добавить коммерческий интерес к игре или игровой ситуации, поставить деньги. Например, даже играя на турнире, можно с соперником заодно примазать — победитель получит с проигравшего 1 рубль. Либо примазывают на конкретных шарах или ситуациях. См. также двойной ответ.

Проставить (поставить) — выиграть деньги у кого-либо. Звучит как «поставить на деньги».

Разводить — использовать различные приемы, чтобы заставить соперника решиться на игру на деньги (большие деньги). К классическим приемам «разводки» относятся демонстративное занижение собственного уровня игры, проигрыш небольшого количества денег (чтобы побудить соперника поднять ставки), восхищение якобы хорошей игрой соперника, плохая игра с подставным соперником «на публику», изображение из себя пьяного и т. д.

Разойтись — согласиться на ничью (в данной партии, сете, встрече). Один из соперников может предложить разойтись, если в сете перед последней (контровой) партией равный счет или счет 7:7 по шарам при игре в русский бильярд. В таких ситуациях по согласию соперников стол оплачивают пополам, а в выигрыше не остается никто. Иногда в ситуации перед контровой добавляют еще одну-две партии (т.е. при игре до 4 побед и счете 3:3 продолжают игру до 5 побед). Часто встречающийся вариант: если расходятся в партии (сете), то на следующую партию (сет) устанавливается двойная ставка.

Раскрыться — показать свой истинный уровень игры. Каталы, когда разводят лохов, стараются не показывать свой настоящий уровень игры. Однако в важной, с точки зрения получения денег, ситуации, они бывают вынуждены раскрыться. Например, если большой выигрыш зависит от одного очень сложного удара, то в такой ситуации катала выполнит этот сложный удар, раскроется (правда, чтобы соперник не соскочил, катала попробует изобразить это как случайность). Например, в фильме «Цвет денег», таким образом делал кривоглазый негр (Эмос?), который обыграл Эдди.

Свестись — договориться с кем-либо об игре, оговорить условия игры (в том числе условия игры на деньги).

Сдавать — проигрывать. Нередко употребляется в значении «намеренно проигрывать». Например, «сдать одну-две партии в сете чтобы соперник не соскочил».

Сет — несколько партий. Как правило, при игре на деньги играют сетами (до 2,3 … 11 и более побед). Делается это для того, чтобы, во-первых избежать потери денег из-за случайного проигрыша (чем больше партий, тем эта вероятность меньше), во-вторых, играя сетами можно подтягивать соперника, не позволяя ему соскочить. Так, катала, играя сетами до 4 побед, будет специально проигрывать 2−3 партии в сете, чтобы, с одной стороны, получать деньги, выигрывая сеты, с другой, оставлять у соперника иллюзию, что тот не дотянул до победы совсем чуть-чуть.

С кия (собрать с кия, выиграть с кия) — победа, при которой один из игроков выиграл за один подход к столу. Т. е. либо он разбил пирамиду (ромб) и в одну серию закончил партию, либо соперник разбил, но ни один шар не упал, тогда игрок опять же за один подход закончил партию.

Сливать — то же, что засаживать.

Соскочить — прекратить игру. Соскакивают обычно, когда понимают, что дальнейшая игра становится невыгодной (приведет в потере денег). Либо это происходит, когда игрок уже выиграл достаточно, а дальше ситуация меняется в пользу соперника, либо, когда соперник раскрылся, и игрок понимает, что выиграть (или отыграться) у него — нереально.

Сухая — победа, при которой соперник не выиграл ни одной партии (или не забил ни одного шара). При игре на деньги, сухая иногда идет по другим расценкам. Так, «сухой сет» может стоить двойную ставку, а каждая сухая партия дополнительно приносить победителю, например, 1 рубль. Часто выигрывать в сухую невыгодно, т.к. соперник может соскочить.

Фукс — случайно забитый шар (фуксовой шар) или случайно поставленная мазка (фуксовая мазка). Фуксовой игрок — игрок, которому просто везет. Например, он забивает заказанный шар в заказанную лузу совершенно случайно (от бортов, от других шаров). Иногда каталы могут тщательно продуманный забитый шар выдавать за фукс. См. эпизод в самом начале фильма «Хастлер» — забивание сложного дуплета на спор.

Фуфлыжник — человек, который проиграл деньги, но не в состоянии расплатиться.

Фора (или гандикап) — способ уравнять шансы на победу у игроков разного уровня. Есть много способов предоставления форы, вот лишь некоторые из них: 1) по партиям. Так, выражение «играли на форе 2:4» означает, что для победы одному нужно было выиграть 4 партии, другому достаточно всего 2 партии. Фора по партиям чаще всего дается при игре в пул 9-ку. 2) по шарам (съемным или несъемным). Например, при игре в 8-ку фора в 1 (2,3) шар означает, что одному сопернику достаточно забить всего 6 (4,5) шаров своей группы, и после этого бить черный шар. В 9-ке в качестве форы могут давать шары с номерами 9,8,7, т. е. для победы достаточно «дойти» в серии до седьмого шара. В русском бильярде также фора дается чаще всего по шарам. 3) «черный в противоположную» (при игре в 8-ку). Один из соперников обязан играть черный шар в противоположную от последнего забитого шара лузу, а другой — куда угодно.

Шпилевой — сильный игрок, как правило не обладающий никакими спортивными званиями. Такие игроки играют на уровне профессионалов, но стараются «не светиться» в спортивных турнирах. Почти то же, что и каталы, только термин «шпилевой» — отражает уровень игры, а «катала» — способ зарабатывания денег.
Войдя в жизнь Пушкина, эти вещи приняли своего рода новые индивидуальные черты и служили ему друзьями в веселые и печальные часы бытия. Вот в углу зальца старый-старый дедовский «корельчистый» бильярд, как все величали его в доме. Это он, Пушкин, нашел его в каретном сарае. Узнав, что вещь сия очень старинная и будто бы ее привез с собой в имение еще знаменитый прадед Абрам Петрович Ганнибал, он приказал бильярд подремонтировать, заштопать сукно и поставить в зальце. С тех пор бильярд стал спутником жизни поэта.

Made on
Tilda