ГЛАВА ДЕСЯТАЯ

«МАСТЕРСТВО»

Мастер не учит плохому. Мастер не учит хорошему.
Мастер — учит. И не может иначе.
Позвольте рассказать один забавный случай, который произошел со мной однажды лет 7 назад в городе Новороссийске.

Этот случай помог мне по-новому взглянуть на некоторые нюансы игры.

Михаил Одинцов
Будучи в Новороссийске по делам, у меня была назначена встреча с одним человеком.

В городе я был проездом, податься было особо некуда, а до назначенного времени оставалось еще минут 40. Неподалеку была бильярдная, ну и я, естественно, не смог отказать себе в удовольствии в неё зайти.

Был день и народу в зале почти не было.

Я в двух словах объяснил маркеру ситуацию, мол, у меня есть пол часа свободного времени и я хочу, чтоб кто-нибудь составил мне компанию.
Со словами «сейчас что-нибудь придумаем» маркер скрылся в соседней комнате, и через некоторое время вышел вместе с каким-то уже не молодым, приветливым мужичком лет этак под 60.

Предупредив партнера, что время у меня практически только на одну партию, и оговорив условия игры, мы начали.

Играли в «Сибирку» (Московская пирамида), стол был 12 футовый, довольно приличный, почти новый.

Мужичек на правах хозяина любезно предложил мне право первого удара, и я без лишней скромности положил с кия три «своих» подряд в правый угол. Четвертый удар оказался неудачным, однако свой шар остановился почти в лузе и шансов на результативный удар у моего партнёра было мало.

Оценив ситуацию, мужик отыгрался, поставив биток в плотную к дальнему, короткому борту.

Теперь вариантов не было у меня.

Стоял довольно тонкий, сомнительный свояк в дальний угол, через весь стол, но и он был слегка «замазан» одним из шаров.

Можно было попробовать сыграть «абриколь» (борт—шар—угол), но свой шар стоял вплотную к борту и шансы на успех были малы.

Желая скорее отыграться, чем забить, я тихим ударом отправил шара от борта, через весь стол, почти не надеясь на успех.

Как в замедленной съемке биток плавно перекатился через все поле, легонько ударился в борт, «отрикошетив» от борта медленно покатился дальше, слегка задел чужого шара, от него, что называется, на последнем дыхании подкатился к угловой лузе, казалось даже какое-то мгновение постоял на краю, «подумал» и наконец… нехотя свалился в лузу!

Фактически, это был скорее «дурак», нежели «трудовой» шар. Но когда видишь такие удары, понимаешь истинную красоту бильярда.

Оценив шар многозначительным кивком головы, мой партнёр достал биток из лузы, катнул его в мою сторону, и, сняв очередной шар со стола, положил его мне на полку.

После того как я с руки сыграл ещё два шара, мужик заметно занервничал. Я, готовясь забить совсем несложный седьмой, подумал про себя с легкой иронией: «Кранты тебе мужик, приехали, сливай воду!»
«Враг опасен, когда он кажется побежденным».
Сделал удар с выходом на середину, предполагая легко закончить партию и … промахнулся! Воистину права поговорка: «Хочешь рассмешить Бога, расскажи ему о своих планах».

Шар я не забил, но выход получился отменный!

«В благодарность» мужик забил серию из четырех шаров, закончив её (видимо из вежливости великолепной подставкой!

Чужой шар стоял буквально в 20 см от угловой лузы и для того, чтобы его не забить нужно было ну очень постараться! У меня получилось!

Не сыграть такой шар можно разве что один из ста! И я, красавчик, сделал это!

Мало того, что я его не забил, после «контртуша» чужой шар остановился прямо в лузе, а свой выкатился в район середины стола, по пути подтолкнув подвернувшийся шар, который так же встал на подставку в среднюю лузу.

Мужик заметно приободрился, собрал «урожай» из двух моих подставленных шаров и по ходу забил третьего, вырвавшись тем самым на один шар вперед.
После серии взаимных отыгрышей мне наконец удалось сравнять счёт, который стал по семи.

В таких случаях, обычно, как правило один из партнеров предлагает «расход», после чего увеличиваются ставки и начинается следующая партия. Но время меня поджимало, и о продолжении вопрос не встал. К тому же после того, как я положил седьмого шара, был мой черёд играть «с руки».

Я установил биток в доме. Получился великолепный прямой, через весь стол, в левый дальний угол. Шар не из лёгких, но, если получается, смотрится очень эффектно. Пора было закругляться — до моей назначенной встречи оставалось совсем немного времени.

Прицелившись, я весь вложился в удар, на последнем замахе кия пришло чувство «Там!».

Удар!

Свой, посланный сильным клапштосом, после соударения с чужим почти замирает на месте. Чужой, вобрав в себя всю энергию удара с треском влетает в лузу и… отразившись от скобы, снова выкатывается на стол и становится на подставку!

Мой партнер делает партию!
Мораль «сей басни» такова:
1
Каким бы «лёгким» не казался шар, никогда нельзя небрежно относиться к удару, потому что именно этот удар может оказаться решающим и именно от него будет зависеть исход всей партии.
Мое личное мнение: «закон подлости» существует и работает всегда! Помня об этом, им можно пользоваться, но это уже, как говорится, совсем другая история.
2
Не думай о партнёре свысока.
Фортуна, как в моем случае, может провернуться известным местом.
3
Лучше всего о партнёре думать в силу необходимости и стараться больше внимания уделять игре.
«Вы никогда не сможете понять что-либо, просто прочитав об этом книгу».
СВОБОДА ПРЕДПОЛАГАЕТ ОТВЕТСВЕННОСТЬ

Как же стать мастером?

«Победы временны, поражения тоже».
— Сицилийская поговорка
Искусное владение бильярдным кием подобно владению карандашом, флейтой или рапирой: сразу овладеть такого рода орудием невозможно, и только благодаря повторным упражнениям и настойчивости, в соединении с природными способностями, человеку удается достичь совершенства в пользовании ими.
Уильям Теккерей,
«Ярмарка тщеславия»
Ниже представлена таблица с приблизительной градацией уровней игры.

Они, конечно, абсолютно неотделимы, но пока что это удобно и необходимо сделать для того, чтобы потом собрать всё воедино.
Уровень игры «техника» обсуждается в главах пятой, шестой и седьмой второй части данной книги.

Уровень игры «психология» и «интеллект» в восьмой и девятой главах.

В этой главе мы поговорим немного об уровне «психология» и «интеллект».

Также уровень «интеллект» поможет поднять прочтение книг из списка литературы в послесловие.

Ну и упражнения из книги Майкла Михалко «Тренинг интеллекта».

Стоит заметить, что, поднимая один уровень игры, вы заодно поднимаете и другие. В общем, практика и ещё раз практика.

Примерный расклад зависимости показателей уровня игры от степени мастерства. Разумеется, относительный и чисто теоретический.
Здесь вы можете заметить новый уровень игры «творчество».

Заметили?
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового.
Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Результат творчества невозможно прямо вывести из начальных условий. Никто, кроме, возможно, автора, не может получить в точности такой же результат, если создать для него ту же исходную ситуацию.

Таким образом, в процессе творчества автор вкладывает в материал, кроме труда, некие несводимые к трудовым операциям или логическому выводу возможности, выражает в конечном результате какие-то аспекты своей личности.

Именно этот факт придаёт продуктам творчества дополнительную ценность в сравнении с продуктами производства. В творчестве имеет ценность не только результат, но и сам процесс.

Отраслью знания, изучающей творчество, является эвристика.
Эври́стика (от др.-греч. εὑρίσκω — «отыскиваю», «открываю») — отрасль знания, научная область, изучающая специфику творческой деятельности.
Под эвристикой понимают совокупность приёмов и методов, облегчающих и упрощающих решение познавательных, конструктивных, практических задач. Эвристика связана с психологией, физиологией высшей нервной деятельности, кибернетикой.

Как наука эвристика развивается на стыке философии, психологии, теории «искусственного интеллекта», структурной лингвистики, теории информации, математики и физики.
Анатолий Леман
и его книга
«Теория бильярдной игры».
Бильярдный игрок — философ и знаток сердца человеческого.

Он осторожен и тверд.

Он редко чему удивляется, он проницателен и памятлив.

Он добродушен, его разговор исполнен неподдельного
юмора, он всегда сохраняет собственное достоинство.
Для того, чтобы достичь мастерства, экспертного уровня в бильярде необходимо, как мы уже знаем 10 000 часов.

Умножьте на стоимость часа в бильярдной стола и посчитайте, как скоро окупится покупка или изготовление бильярдного стола.

О том, как изготовить бильярдный стол мы и поговорим в следущей части книги.

Наш опыт подсказывает нам, что дальнейшее содержание главы будет по меньшей мере бесполезно для 80% её читателей.

Мы крайне удивлены тем, что вы осилили предыдущую главу.

В 8 случаях из 10 вам стоит перейти к следующей главе, и, быть может, вернуться сюда через какое-то время.

Мы вас предупредили.
МАСТЕР ЖИВЁТ В ПОТОКЕ
ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС:
смотреть на то, что находится здесь вокруг тебя прямо сейчас, слушать звуки, которые звучат прямо здесь и прямо сейчас, чувствовать то, что чувствуешь, прямо сейчас.
иллюстрация состояния потока
Поток, потоковое состояние (англ. flow, лат. influunt), — психическое состояние, в котором человек полностью включён в то, чем он занимается, что характеризуется деятельным сосредоточением, полным вовлечением в процесс деятельности.

Концепция потока предложена Михаем Чиксентмихайи, в неё входят также практические рекомендации для вхождения в потоковое состояние. Следует отметить, что потоковое состояние не является уникальным состоянием, его испытывают многие ученые, исследователи, успешные бизнесмены, руководители и рядовые люди. Нахождение в потоковом состоянии не ограничивается какой-то одной определенной сферой, процессом. Оно распространяется на все сферы деятельности, в которые вовлечен конкретный человек.

Это состояние часто описывается исследуемыми как ощущение получения удовольствия от самореализации, повышенной и обоснованной уверенностью в себе, ярко выраженным повышением коммуникативных способностей, умением четко и ясно выражать свои мысли, убеждать собеседника, эффективно решать проблемы любой сложности или находить неординарные способы их решения.

У исследуемых в потоковом состоянии повышаются показатели усваиваемости информации, активизируется память, способности к анализу информации, наблюдается легкая форма беспокойства, в связи с повышенной активностью. Окружающими человек вне потокового состояния и в потоке часто воспринимается как два разных человека.

Сам Чиксентмихайи демонстрирует чувство юмора, предлагая произносить свою фамилию как «чикс сенд ми хай» (англ. chicks send me high), что в переводе означает: «Девчонки вызывают у меня кайф».
"chicks send me high"
И, наоборот, здесь и сейчас невозможно: если мы пребываем в своих мыслях, если мы вспоминаем прошлые события или представляем будущие, если мы думаем о местах, которые находятся далеко.

Не играет роли, думаем ли мы о событиях многолетней давности или о событиях, которые произошли всего секунду назад.

Стоит только нам повернуть «внутренний взор» в сторону прошлого или будущего, как мы отключаемся от здесь и сейчас, и наш ум начинает скакать по цепочке ассоциаций, увлекаемый памятью и воображением.
Докажи своё мнение здесь и сейчас…
Существует бескрайнее множество бильярдных школ, где вас могут обучить технике бильярда: поставить стойку и технику ударов, если вы ещё этому не научились самостоятельно.

Наставник может научить вас психологии бильярда.

Практикой игры вы познаете тактику и стратегию.

Но сможете ли вы найти мастера, у которого сможете обучиться мастерству?
Юрий Мороз,
«Бизнес, пособие для…»

Существуют школы, где обучают мастерству в шахматах. А в жизни? Наверняка можно утверждать, что школой мастерства не являются средняя и высшая школа и различные платные курсы. По простой причине — хорошо играть можно научиться только у мастера, а в столь малоприспособленные для творчества места их не заманишь.

Система обучения, построенная на разбиении на элементы, а затем их синтезе, обрекает на уровень ремесленника, на выполнение функции, и лишает человека возможности стать Мастером.

Поэтому стать Мастером можно (в том числе и в творчестве), только не расчленяя мастерство на части, принципы, техники, методики, и т. п., а схватив суть целиком.

Итак, еще раз повторю, в мире все не так, как нам рассказывают в школе, университете, по телевизору, в книгах, и т. п. Как на самом деле устроен мир, знает только Мастер, но Мастер не выступает по телевидению и НЕ ПИШЕТ книги, потому что знает, что это бесполезно.

Но в отличие от клиента дурдома, Мастер обладает еще одним умением. У Карлоса Кастанеды это называется искусством контролируемой глупости. Мастер прикидывается таким же слабоумным как все, и так как он это делает мастерски, как и все остальное, никто и заподозрить не может, что он шизофреник и его нужно лечить, дабы он был похож на всех.

Под умным я понимаю не человека, умеющего сдавать экзамены на пятерки в университете. Для этого нужно иметь качества хорошего магнитофона. Быть умным, как я думаю, это не умение записывать (лекции) и воспроизводить (на экзамене), а умение производить новые решения, подходящие к ситуации, как ключ к замку.

Глупый в моем понимании — это человек, имеющий в запасе сотни (иногда намного больше) стандартных решений. Глупец перебирает всю сотню ключей-решений в каждой ситуации и считает, что это и есть думать. Подобрав похожий ключ, глупец начинает ожесточенно пихать его в скважину замка. В большинстве случаев ключ не подходит, но виноват в этом оказываются замок, дверь, ключ — но не тот, кто открывает дверь. Или просто в этой ситуации, якобы, сделать было ничего нельзя.

Подбор ключей легко заметен по выражению напряженного размышления на лице. Второй признак глупости — отсутствие легких, быстрых, красивых решений, выраженных в афористичной форме.

Действительно — для надежности нужно ведь перебрать все ключи, а так как ни один не подходит, то и не один раз. А на это нужно время.

А какое красивое, задумчивое лицо можно увидеть у человека, перебирающего мысленно ключи. Человек работает, интеллектуальным трудом создает решение. И сравните. Мастер мгновенно материализует ключ, одним движением открывает дверь и идет дальше, тут же забыв о найденном решении. Это просто издевательство над трудом, над накопленным десятилетиями запасом знаний, дипломов, законспектированных лекций и книг.

Для социума чем больше ключей, тем умнее; чем меньше — тем глупее. Ноль ключей социум не понимает — это абсолютная глупость; ее, как и абсолютного нуля температуры, не может быть. Мастер — это то, чего с точки зрения социума быть не может. А, значит, социум его и не видит. Подсознание социума не пускает в сознание то, чего не может быть.

Мастер всегда кого-нибудь играет. Потому, что его самого просто нет. В том месте, где кто-то должен быть, у него пустота. Поэтому задеть его невозможно. Его ничто не оскорбляет и не возмущает. Как можно оскорбить пустоту? А роль задевать тем более бессмысленно — это маска.

Так как учиться можно только у Мастера (все остальные учат ремеслу), а Мастера найти невозможно, остается учиться самому и у себя. В том числе — и творчеству.

Кто тот Мастер,
который делает траву зеленой?

Готовы узнать, как глубока «кроличья нора»?
Мы считаем, что стать мастером бильярда и не быть при этом Мастером по жизни идиотизм.

Стать Мастером саморазвиться.

Есть много путей саморазвития, некоторые из них конкретным взятым социумом не одобряются, так как они не согласуются с установками морали и культурными кодами.

Множество путей описано в книгах Р. А. Уилсона, Ю. Мороза, Р. Баха, В. Пелевина, Х. Сильва…

Главное «смотреть на луну», а «не на палец, которым на неё показывают».

Роберт Уилсон, к примеру, развивает в своих книгах идеи Тимоти Лири. Насчёт реальности идей Тимоти Лири можно сказать следующее:

Большинство (если не все) современные секты используют принципы, описанные Т. Лири. Как в идеологическом плане, так и в практическом, (см. книгу «Деструктивные психотехники»).

Школа, служба в армии, университет, работа представляют собой, по сути, технологию «промывки мозгов». Этим занимается социум (общество) с целью максимального приспособления человека к жизни в обществе, причём практически на всём протяжении истории человеческой цивилизации. Эта технология описана в работах Т. Лири.

Роберт Уилсон излагает понятно, зачастую с юмором, данные идеи с различных точек зрения, развивает их, дополняет множеством подтверждений и предположений.
Роберт Уилсон,
«Прометей восставший
(психология эволюции)».


* - или же «пять рублей»
Для исследования Думающего и Доказывающего предлагаются следующие упражнения:

1. Отчетливо представьте себе монетку в двадцать пять центов* и так же отчетливо вообразите, что найдете ее на улице. Затем ищите монетку каждый раз, когда будете идти по улице, продолжая ее визуализировать. Выясните, сколько вам потребуется времени, чтобы ее найти.

2. Объясните описанный выше эксперимент при помощи гипотезы «избирательного внимания» то есть поверьте, что кругом валяется множество потерянных монеток и, если постоянно искать, одну из них обязательно обнаружишь. Теперь постарайтесь найти вторую монетку.

3. Обгоните этот эксперимент при помощи альтернативной «мистической» гипотезы: «сознание управляет всем». Поверьте, что это вы заставили монетку проявиться в этом мире. Постарайтесь найти еще одну монетку.

4. Сравните время, затраченное на поиски монетки с использованием первой гипотезы («внимание»), со временем, затраченным на ее поиски с использованием второй гипотезы («сознание-над-материей»).

5. Приложив собственную изобретательность, разработайте другие подобные эксперименты, каждый раз сопоставляя две теории «избирательного внимания» (совпадения) и «сознания, управляющего всем» (психокинеза).

6. Избегайте поспешных выводов. По прошествии месяца вновь прочитайте эту главу, обдумайте ее и все же отложите принятие любого догматического суждения. Поверьте в то, что вы, возможно, еще не все знаете и можете узнать что-то новое.

7. Убедите себя (если вы еще в этом не убеждены), что вы некрасивы, непривлекательны и скучны. Отправьтесь на какую-нибудь вечеринку с этой уверенностью. Понаблюдайте, как к вам относятся люди.

8. Убедите себя (если вы еще в этом не убеждены), что вы красивы, неотразимы и остроумны. Отправьтесь на какую-нибудь вечеринку с этой уверенностью. Понаблюдайте, как к вам относятся люди.

9. Это упражнение является самым сложным и состоит из двух частей. Во-первых, внимательно и беспристрастно понаблюдайте за двумя самыми близкими вашими друзьями и двумя относительно незнакомыми людьми. Попытайтесь представить себе, о чем думают их Думающие и как их Доказывающие методически выстраивают свои доказательства. Во-вторых, проделайте то же упражнение с собой.

Если вам покажется, что вы усвоили уроки этих упражнений менее чем через шесть месяцев, значит, вы не работали над ними по-настоящему. При серьезном подходе через шесть месяцев вы только начнете понимать, как мало вы знаете обо всем.

10. Поверьте, что вы можете оторваться от земли и полететь, просто пожелав этого. Посмотрите, что произойдет.

Если это упражнение доставит вам такое же разочарование, как и мне, попробуйте выполнить упражнение 11, которое никогда не разочаровывает.

11. Поверьте, что вы можете превзойти все ваши предыдущие устремления и ожидания во всех сферах вашей жизни.


Ты недооцениваешь силу Тёмной стороны.
Изложенная далее Робертом Уилсоном «картина мира» или мировоззрение является, исходя из много летнего опыта авторов книги, оптимальной метамоделью объективной реальности.

Поскольку эта метамодель позволяет вобрать в себя все остальные известные нам точки зрения и мнения о реальности.
Следуя работам д-ра Лири (с некоторыми изменениями), мы для удобства разделим аппаратное обеспечение мозга на восемь контуров.

Для удобства означает, что эта карта является наилучшей из известных мне на сегодняшний день. Думаю, что она будет заменена еще лучшей лет через 10 — 15; в любом случае, карта не является территорией.

Четыре из этих восьми контуров — «древние» и консервативные — присутствуют у всех (кроме одичавших детей).

1. Оральный контур биовыживания. Импринтируется матерью или первым схожим с матерью объектом и кондиционируется последующим питанием или заботой. Первоначально связан с кормлением (в частности, с сосанием материнской груди) и безопасностью (в частности, с прижиманием к матери). Обеспечивает механическое избегание всего вредного или хищного — или всего ассоциирующегося (благодаря импринтированию или кондиционированию) с вредным и хищным.

2. Анальный эмоционально-территориальный контур. Импринтируется на этапе, когда ребенок поднимается на ноги, начинает ходить и бороться за власть в пределах семейной структуры. Этот контур, свойственный в основном млекопитающим, отвечает за территориальные правила, эмоциональные игры, или хитрость, иерархию в стае и ритуалы доминирования или подчинения.

3. Времясвязывающий семантический контур. Импринтируется и кондиционируется человеческими артефактами и символьными системами. «Обрабатывает» и «упаковывает» окружающий мир, классифицируя все в соответствии с локальным туннелем реальности. Его функциями являются изобретение, вычисление, предсказание и передача сигналов через поколения.

4. «Моральный» социо-сексуальный контур. Импринтируется первыми опытами оргазма в период полового созревания и кондиционируется племенными табу. Отвечает за сексуальное наслаждение, локальные определения «морального» и «аморального», продолжение рода, взрослую родительскую личность (половую роль) и воспитание потомства.


Развитие этих контуров по мере эволюции мозга и по мере повторения этой эволюции мозга у каждого отдельного одомашненного примата (в процессе взросления) делает возможным выживание генофонда и передачу культуры из поколения в поколение.

Нейрогенетический сценарий в виде цикла:

1. Беспомощный ребенок (первый контур).
2. Ходящий-борющийся-соревнующийся ребенок (второй контур).
3. Использующий-слова-и-инструменты ребенок (третий контур).
4. Импринтирование-кондиционирование полового (четвертого) контура в одомашненное родительство.
5. Воспроизведение и… продолжение цикла…

Вторая группа из четырех контуров мозга гораздо моложе первой, и отдельные ее контуры в настоящее время присутствует лишь у немногих людей. Тогда как древние контуры определяют эволюцию до сегодняшнего дня, эти футуристические контуры предопределяют нашу будущую эволюцию.

5. Холистический нейросоматический контур. Импринтируется экстатическим опытом, полученным благодаря биологической или химической йоге. Отвечает за нейросоматические («сознание-тело») обратные связи, соматическо-сенсорное блаженство, ощущение «кайфа», «исцеление верой» — и т. п. Христианская Наука, нейролингвистическое программирование и холистическая медицина состоят из хитроумных приемов, цель которых — хотя бы временная активизация этого контура; тантра-йога направлена на полный сдвиг сознания в этот контур.

6. Коллективный нейрогенетический контур. Импринтируется высокими ступенями йоги (биохимико-электрическими стрессами). Отвечает за связи «ДНК-РНК-мозг» и является «коллективным» — в том смысле, что содержит в себе весь эволюционный «сценарий», прошлый и будущий (и обеспечивает доступ к этому «сценарию»). Работа этого контура вызывает нуминозный, «мистический» и «потрясающий ум» опыт; здесь находятся архетипы юнговского «коллективного бессознательного» — боги, богини, демоны, лешие и другие персонификации программ ДНК (инстинктов), которые управляют нами.

7. Контур метапрограммирования. Импринтируется высшими уровнями йоги. Состоит, выражаясь современным языком, из кибернетического сознания и отвечает за репрограммирование и реимпринтирование всех контуров, включая самого себя, делая возможным сознательный выбор между альтернативными мирами, или туннелями реальности.

8. Нелокальный квантовый контур. Импринтируется шоком, «околосмертным опытом» (ОСО), или клинической смертью, «внетелесным опытом» (ВТО), трансвременными восприятиями («предвидением»), транспространственными видениями (экстрасенсорным восприятием) и т. п. Настраивает мозг на работу в нелокальной квантовой коммуникационной системе, описанной Бомом, Уокером, Сарфатти, Беллом и другими.

Нейрогенетический сценарий в виде спирали, направленной вверх:

1. Примитивные организмы; повторяется в младенчестве.
2. Борьба позвоночных; повторяется в детстве.
3. Семантико-социологическое обучение; повторяется в школе.
4. Социополовая одомашненность.
5. Нейросоматический восторг; предвосхищение невесомости и Космической Миграции.
6. Нейрогенетическое видение; предвосхищение Долголетия Бессмертия.
7. Навыки метапрограммирования; предвосхищение Интенсификации Разума.
8. Метафизиологическое космическое видение; предвосхищение… ЧЕГО?

У тебя приступ паранои? Отлично: просветление — это обратная сторона абсолютного ужаса. А единственный ужас, который можно считать действительно абсолютным, — это ужас, который испытываешь, когда вдруг понимаешь, что ни во что не можешь поверить, что бы тебе ни говорили. Тебе придется полностью осознать, что ты «чужой и испуганный в мире, который придумал не ты», как сказал Хаусман.
Согласно Патанджали, существует семь «членов», или, как бы мы сказали, семь этапов-стадий йоги. Первый из них называется асана и заключается в сохранении неподвижной позы (как правило, сидячей) в течение продолжительных отрезков времени. Выражаясь на нашем языке, это является попыткой стабилизировать биовыживательный контур, погружая его в монотонность. Вы сидите, сидите, сидите и сидите, пока не достигаете «внутреннего покоя», что означает атрофию всех фоновых уровней «бессознательного» или незамечаемого биовыживательного беспокойства.

В других школах, ввиду того что асана столь монотонна и медленно действует, а также ввиду того, что среди одомашненных приматов так популярна война (животная борьба за территорию, второй контур), применяется альтернативный метод стабилизации биовыживательного контура — боевые искусства. Айкидо, дзюдо, каратэ — все эти виды биовыживательного репрограммирования берут начало в мистических школах йоги.

Вторым шагом в класической йоге, согласно Патанджали, является пранаяма. Мы уже отметили эффективность этой дыхательной техники в успокоении и смягчении эмоциональных программ второго контура.

(Вы также скоро увидите, что йога, подобно промыванию мозгов, действует снизу вверх, начиная с более древних и примитивных контуров).

Третий шаг в йоге — дхарана или мантра. Дхарана состоит в концентрации на формируемом в воображении отдельном образе— например, отчетливом образе красного треугольника, — и безжалостном избавлении от всех остальных образов, вербализаций или впечатлений, которые появляются на экране сознания. На практике многим изучающим это оказывается недоступным, поэтому большинство учителей заменяет дхарану мантрой — концентрацией (путем повторения) на отдельном предложении, обычно бессмысленном, например «Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе», «Аум Тат Сат Аум» или любом другом.

Любая из этих практик, дхарана или мантра, если уделять ей достаточное внимание в течение длительного периода времени, останавливает «внутренний монолог» третьего контура.

Их восточным мистическим эквивалентом является Каббала, самая сложная «еврейская шутка», когда-либо придуманная. Коротко говоря, Каббала истощает третий, семантический контур, заставляя его решать неподъемные нумерологические и вербальные задачи. Дальневосточный эквивалент — дзэнский коан, служащий той же цели, что и Каббала, но с менее маниакальным систематизмом: «Каков звук хлопка одной ладонью?» Выполнение коанов в дзэне всегда совмещается с дзадзэном («сидячим дзэном») — объединением асаны, очищающей первый контур, с подсчетом дыхания (разновидностью пранаямы), смягчающим второй контур.

Когда ученик при помощи асаны, пранаямы и дхараны или мантры в достаточной мере отстраняется от беспокойства первого контура, эмоций второго контура и карт реальности третьего контура, Патанджали рекомендует переходить к практике ямы, включающей в себя безбрачие.

Конечная цель ямы — потеря всякого интереса к социальным и сексуальным аспектам четвертого контура; прекращение всякой заботы о семейных, племенных или общественных делах. Вершиной этого является самоотрицание, которое легче дается тем, кто уже имеет навыки асаны, пранаямы и дхараны, но все же требует огромной решительности.

Некоторые прибегали к хитрости, открытой уже после Патанджали либо неизвестной ему, — замыкались в пещерах. Подобная изоляция, как уже упоминалось, отлично помогает в избавлении от активности всех четырех гоминидных контуров.

Альтернативой для тех, кого мало привлекает перспектива безбрачия или отшельничества, является тантра, изобретенная в Северной Индии во времена Патанджали. Суть ее в том, что с помощью формального, физиологического и «магического» (самогипнотического) взрыва в (продолжительном) половом акте сознание четвертого контура превращается в нейросоматическое блаженство пятого контура.

Для тех, кто следует ортодоксальным путем Патанджали, пятый контур импринтируется ниямой, то есть «сверх-контролем» или «отсутствием контроля» — парадоксальным состоянием намеренной спонтанности. Нияме невозможно научить; она познается только в процесс личного переживания. Предполагается, что биоэнергия должна куда-то высвобождаться, поэтому, когда ее вытесняют из первого контура при помощи асаны, из второго — при помощи пранаямы, из третьего — при помощи дхараны или мантры и из четвертого — при помощи ямы, она в форме взрыва направляется вверх, в нейросоматическое просветление пятого контура.

Шестой шаг йоги по Патанджали — это дхьяна. Это слово лишь приближенно можно перевести как «медитация». На самом деле дхьяна — это объединение с объектом, находящимся на экране сознания, т. е. полное осознание значения высказывания сознание и его содержимое функционально идентичны. Иначе говоря, это раскрытие метапрограммирующего контура. В качестве объекта дхьяны может служить все что угодно; йоги говорят о дхьяне на дереве или собаке, а Хуан Матус — мексиканский шаман из книг Кастанеды — о слиянии с койотом или звездой.

Седьмой шаг в йоге — самадхи. Это слово состоит из корней сам («союз»; корень, родственный греческому син) и адхис, Господь (корень, родственный ивритскому Адонаи и греческому Адонис). Здесь между Патанджали и его последователями возникает существенное расхождение во мнениях: некоторые утверждают, что может быть только одно самадхи, другие — что их может быть два, три и более.

Так как самадхи соответствует раскрытию и импринтированию нейрогенетического контура, мы должны остановиться на том, что существует несколько самадхи, в зависимости от числа импринтированных Божественных архетипов из генетических архивов.

Католические мистики достигают самадхи путем концентрации на Пресвятой Деве, суфии — на Аллахе, Алистер Кроули — на Пане, и т. д.; кроме того, может также быть импринтирована космическая информационная сеть восьмого контура, дающая возможность вступать в союз не только со всеми чувствующими существами и некоторыми эмблематическими архетипами основной программы ДНК, но и с неорганическим миром.

Именно об этом втором порядке метафизиологического самадхи говорил Ганди: «Бог пребывает и в камне — в камне!». Пантеисты всех видов и всех традиций с жаром соглашаются с канадским психиатром Р. М. Вьюком, который после личного переживания самадхи восьмого контура заявил, что «вселенная — не мертвый механизм, а живое присутствие».


«Семь языков Бога», Тимоти Лири.
Made on
Tilda