Глава вторая

«ИСТОРИЯ БИЛЬЯРДА»

Родословная бильярда тянется из глубины времен до нашей эры.
Точное время появления бильярдной игры установить невозможно. Известно лишь, что она, так же как и шахматы, очень древнего происхождения, а родиной бильярда является Азия; по утверждению одних — Индия, по мнению других — Китай. Точно можно сказать одно: вообще игры в мячи или шары были одними из первых, придуманных человеком.

Цивилизация «Небесной империи», будучи старше европейской, явилась первооткрывательницей пороха, компаса и многого другого. Но — по странному складу китайского характера — в своем большинстве эти изобретения как бы замерзали на полпути и редко доводились до совершенства. Так и «китайский бильярд» до наших времен остался лишь незамысловатой детской игрушкой.

Надо полагать, что в Европе первые «китайские» бильярды появились в XV—XVI вв.еках. Однако игры по принципу современного бильярда были здесь известны гораздо раньше. Например, в народной немецкой игре «Bafkespiel», популярной в Германии еще в средние века, употреблялись длинные столы с грубыми бортами и углублениями, куда игрок при помощи дубинки старался загнать каменный шар противника.
В Англии примерно в те же годы была распространена игра «Pali-Mall». Участники этого состязания на твердо утрамбованной земляной площадке перекатывали несколько шаров, стараясь провести их по определенным правилам через ворота. В середине XV века многие такие игры из «садовых» превратились в «комнатные».

Две версии возникновения бильярда в Европе получили наибольшее распространение. По одной — пионерами здесь являются англичане, по другой — французы. Сторонники первой версии приводят обычно сохранившееся письмо Марии Стюарт к архиепископу Глазго, написанное в день ее казни 17 февраля 1587 года. Лишенная трона шотландская королева и неудачная претендентка на трон английский упоминает про свой бильярд и просит приготовить для него место в другом помещении.

Французы с первенством англичан не соглашаются. Они вспоминают короля Франции (1461−83) Людовика XI, который однажды приказал установить в своих апартаментах бильярдный стол. Другие авторы приписывают изобретение бильярда своему соотечественнику Генриху Делинье, жившему в период правления короля Карла IX (1560−74), который сам, по мнению историков Франции, был страстным любителем этой игры. Например, сообщается, что он, играя на бильярде в знаменитую Варфоломеевскую ночь 24 августа 1572 года, отложил кий, схватился за аркебузу и стал стрелять прямо из окон дворца по убегавшим гугенотам.
Позднее, при Людовике XIII, во дворце Фонтенбло был устроен бильярдный зал, сохранившийся до сих пор. В те времена игра проходила на небольших по размерам столах, в которых делалось до 10 луз. В средней части стола возвышались небольшие воротца из железа или китового уса, через которые должны были проходить шары, и небольшая фигурка («король»). Игроки были вооружены короткими киями, которые по виду напоминали скорее дубинки или палки-молотки. Каждый участник партии стремился «своим» шаром через ворота направить «короля» в лузу.

Вообще, первые бильярдные столы отличались несовершенством: борта были не упруги и, следовательно, шары от них не отражались; грубыми киями-дубинками невозможно было придавать шару боковое вращение; доска, по которой перекатывались шары, была недостаточно ровной и твердой. В силу этого игра на бильярде в те далекие годы была весьма примитивной.

В дальнейшем, начиная с конца XVI столетия, происходит усовершенствование бильярда. Дыры-лузы в бортах оборудуются сетчатыми карманами, причем число их последовательно уменьшается. Борта стола научились подбивать шерстью, а позднее окантовывать резиной для лучшего отражения шаров. В связи с этим, было признано достаточным иметь на столе 6 луз. Бильярдный стол стали изготовлять более тщательно, причем как доски, так и борта начали обтягивать сукном. Постепенно короткая палка-молоток уступила место длинному кию.
Игра приняла другой характер. Интерес к ней резко возрос. Например, в начале XVII века среди британцев среднего и высшего слоев общества бильярд так вошел в моду, что не было сколь-нибудь крупного города, где бы не перекатывали шары как мужчины, так и представительницы слабого пола. В литературе того времени есть упоминания о том, что дамы и девушки в пылу увлечения «целые дни проводили с кием в руках».

Владельцы бильярдов сначала с тревогой смотрели на появление длинных киев и долго не хотели допускать игры с ними из-за боязни испортить сукно. Но эти опасения не оправдались. Появились игроки, столь искусно действовавшие кием, что их игра не только вызывала восхищение у окружающих, но и стала предметом всеобщего подражания.

Во Франции при короле Людовике XIV бильярд среди дворянства, так же как и в Англии, был очень моден. Отдавал ему дань и сиятельный монарх. Превосходной игрой на бильярде можно было получить доступ к королевскому двору. Постоянным партнером Людовика XIV был некий Шамильяр. Этот пользовавшийся славой сильнейшего из известных игрок сначала умышленно проиграл королю несколько партий, конечно не подряд, но тот был доволен и утверждал, что, не будучи «профессором бильярда», все-таки владеет кием не хуже лучшего в мире игрока. Доставляемое искусством Шамильяра удовольствие было вознаграждено. Ему удалось сделать быструю карьеру. Сначала он из писарей был произведен в советники при Парижском парламенте, потом сделался контролером государственных финансов, а в 1707 году Шамильяр стал военным министром.

В XVII столетии бильярд приобретает широкую популярность в Германии и других европейских странах. Совершенствование бильярдного стола привело и к изменению его формы. Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он в конце концов получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму.
Вначале квадратный, потом шести-, восьмиугольный и даже круглый, он в конце концов получает твердо установившуюся современную четырехугольную форму.
Второй утверждается строгая, независимо от величины бильярда, пропорциональность: длина стола всегда вдвое больше его ширины.

Оказалось, что такая компоновка, включающая как бы два квадрата, имеет перед другими формами ряд существенных преимуществ:

— возможно расположить на равном друг от друга расстоянии 6 луз, что наиболее целесообразно, так как всякое другое их количество чересчур упрощает или, наоборот, усложняет игру;
— во время игры легко достать с длинных бортов любой шар, находящийся в средней части стола;
— отраженные от бортов шары приводятся к простейшим четырем видам ударов (от одного, двух, трех и четырех бортов);
— наряду с сыгрыванием шаров в лузы находит широкое применение отыгрыш;
— при покладке шаров открывается простор для ударов через весь бильярд.

Изменилась и величина бильярдных столов. Опыт показал, что интересной игре способствуют большие их размеры.

Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов выработался свой, отечественный тип лузного бильярда. Еще в 30−40-х годах позапрошлого века инвентарь отличался большим разнообразием и непропорциональностью деталей. Попадались шары намного меньшего по сравнению с шириной луз диаметра; борта были или очень низки или слишком высоки, на многих столах лузы имели длинное устье, в результате чего не идеально точно пущенные шары не отталкивались от луз, а часто застревали в них. При состязании на таких столах шансы плохих и хороших игроков уравнивались и борьба между ними теряла интерес.

Следует особо отметить, что именно в России, где бильярд развивался автономно, в конце концов выработался свой, отечественный тип лузного бильярда.
Только в 1850 году хороший игрок и управляющий бильярдной фабрикой в Петербурге А. Фрейберг создал образец русского шестилузного бильярда, который удовлетворял необходимым требованиям:

— для определенного усложнения игры все шары должны класться только при точных ударах, а значит ширина луз должна лишь на несколько миллиметров превышать диаметр шаров;
— в среднюю лузу шар по борту не должен падать;
— все лузы должны иметь короткие устья, чтобы шары меньше в них застревали и была возможность сыгрывать бортовые шары в угловые лузы.

Вместе с формой стола, конструкцией луз совершенствовалась и форма выступа бортов в той их части, которая обтягивается резиной. На первых лузных бильярдах этот выступ по всей высоте представлял собой как бы сплошную вертикальную стенку.

Шар при этом имел много точек соприкосновения с резиной, из-за чего отражался в непредсказуемом направлении, да и технически изготовить совершенный борт было трудно.

Позднее московские бильярдные мастера Щульц и Бригген предложили низкий борт и ограничили его наклонной плоскостью с заостренным закруглением резины. Так для игры было удобнее. Но заостренность закругления и то, что точка соприкосновения шара с резиной находилась против его центра и даже несколько ниже, таили сюрпризы: при сильном ударе шар часто подскакивал вверх и затем падал на поверхность стола, быстро теряя при этом данную ему силу движения.

а) Старый борт с плоским резиновым выступом
б) Низкий борт бильярда фабр. Шульца.
в) Нормальный борт.

В дальнейшем усилиями многих бильярдных специалистов, и особенно А. Фрейберга, был выработан так называемый «нормальный» борт. Ему соответствует умеренное закругление резины и высота, обеспечивающая прикосновение шара в точке, расположенной чуть выше его центра (рис. в). Такая форма бортов сохраняется и до настоящего времени.

Первые правила бильярдной игры издал в 1674 году в городе Лионе француз Этьен Луазон. Трактовка им различных игровых моментов была сложной и недостаточно ясной. Но уже в этих первых правилах автор их подчеркивал, что бильярдная игра не только «приятна для ума», но и полезна для здоровья. В 1758 году любопытными наблюдениями над бильярдной игрой поделился с публикой Иоганн Альбер Эйлер, старший сын знаменитого геометра Леонарда Эйлера. Результаты своих изысканий под названием «Исследование о движении шара в горизонтальной плоскости» он опубликовал в сборнике Берлинской Академии.

О самом названии игры существует несколько мнений. Английский автор Джон Вильк, например, отмечал, что первоначально бильярдная игра имела название bal-yerds, составленное из древнесаксонских слов: bal (мяч) и yerds (палка).

В других источниках упоминается о том, что слово «бильярд» происходит от франц. bille (шар). Вплоть до конца 20-х годов XIX столетия действия кием не отличались замысловатостью. «Диапазон» их ограничивался простым ударом в центр шара, посредством которого невозможно было дать шару-битку произвольное направление. Причиной тому было залитое гипсом углубление в тонком конце кия. При попытке ударить такой нашлепкой в любую точку шара, кроме центра, происходил сбой или, как его называют, «кикс». Кроме того, каждый игрок имел около себя несколько киев, которые регулярно макал в жидкий гипс. Столы пачкались и имели неопрятный вид. Гипсовые кии часто рвали сукно.

Изобретателем такого, неплохого все же для своего времени гипсового кия считается французский офицер майор Дуга. За бильярдным столом он много лет был непобедим. Но невозможность хорошо владеть «своим» шаром из-за несовершенства кия побудила игроков искать способы улучшения этого орудия игры.
В 1827 году французский виртуоз бильярда Менго изобрел круглую кожаную наклейку для кия. Это на первый взгляд простое новшество произвело своего рода революцию. При игре гипсовым кием требовался лишь механический навык — после удара в центр шар катился строго по прямой. Теперь, с помощью кожаной наклейки, ее изобретатель стал демонстрировать несравненно более сложные удары: шар вращался и двигался по искривленной траектории, вдруг сам собой останавливался и откатывался назад, перескакивал через другие шары и т. д. Такая игра вызывала у всех окружающих удивление и восхищение.

Очередным поворотным пунктом в развитии бильярда стало появление американских резиновых бортов, благодаря которым игра усложнилась, а интерес к ней повысился. Шары хорошо отражались бортами, что незамедлительно сказалось на занимательности и зрелищности игры.
В России бильярд появился в начале XVI II столетия при Петре 1 Будучи за границей, в Голландии, и познакомившись в этой игрой, Петр приказал изготовить для себя бильярд, который стал любимым его развлечением. По другой версии, ему подарили (карамбольный, безлузный) бильярдный стол.

По примеру царя его приближенные тоже стали заводить у себя бильярдные столы. Спустя некоторое время игра быстро распространилась по дворянским поместьям, клубам, дворцам знати.

В России с самого начала освоение бильярда шло автономно. Именно в Москве и Петербурге появились не только строгие столы, на которых шары могли быть положены лишь точными ударами, но и новые интересные игры.

В 30-х годах XIX века в России придумали «Малую русскую пирамиду», которая сразу приобрела большую популярность. Эта игра до сих пор остается классикой бильярда. Наглядность борьбы и разнообразие ударов никого не могут оставить равнодушными.

Среди выдающихся игроков прошлого особое место занимает русский писатель конца XIX-начала XX века Анатолий Иванович Леман.

Именно ему принадлежит заслуга создания лучшего для того времени труда под названием «Теория бильярдной игры».

Рассматривая бильярд как чисто спортивное занятие, Леман отмечает, что эта игра развивает характер человека. Он с большой симпатией относился к настоящим мастерам бильярда и утверждал, что «опытный, хороший мастер игры — это философ, стоик и знаток сердца человеческого».
Карамбольные игры свое развитие получили во Франции. Первые упоминания о трехшаровой карамбольной партии было в 1775 году: 2 белых и один красный шары (как и теперь). Если в карамболь играли сначала на лузных столах, то с усовершенствованием киев и наклеек, которые позволяли делать невообразимые удары (в 1827 году француз Менго предложил свой кий и кожаную наклейку) лузы на столах исчезли. Шар можно было пускать по любой траектории. Боковые удары (les effets) «французские» получили большое значение
А снукер придумали в Индии в 1875 году.

Игра оказалась сложнее, чем известные «американка» и «пирамида». Пробуждает интерес больше к сложным движениям шаров, чем к выигрышу.

Раньше снукерами называли курсантов первого курса, которые не имели житейского опыта. И вот однажды в игре один из офицеров Невил Чемберлен назвал этим словом своего партнера, оказавшегося в трудном положении и не знавшего, как из него выйти. Ему предстояло сыграть цветной шар, который был закрыт другими. Такое положение на бильярде и стали называть «снукером».

Затем эта игра перешла в Англию, но популярности не имела до 1920 года, пока не появился Джо Девис. Он ввел контроль за битком и дал оценку шаров, что значительно усложнило игру. Кроме за-бития шаров в лузу, теперь надо было следить еще за битком.

Особенно популярным «снукер» стал в 60-х годах. Большую роль в этом сыграли цветное телевидение и два игрока — Рэй Риардон и Джон Спенсер, которые устраивали показательные игры, разъезжая по всей Англии. Затем «снукер» развился как спорт. Начали проводиться соревнования, для победителей учреждались дорогие призы, которые привлекли новое поколение игроков. В 1980—1981 году Стив Дэйвис стал первым чемпионом Великобритании. Он совершенствовал игру и через некоторое время победил на первенстве мира. Этот спортсмен и до сих пор считается одним из сильнейших игроков.

Скоро в снукер начали играть японцы, китайцы, американцы. Появились новые таланты — Джон Пэрот, Нил Фоулдз, Стивен Хендри.

В 1973 году была создана Международная организация бильярда и «снукера». С 1985 года она стала управляющим органом. В «снукер» играют на том же столе, что и в бильярд, только 22 шарами — 15 красных, 6 цветных и 1 биток белого цвета. На одном столе в «снукер» можно играть не только вдвоем, но и нескольким игрокам. Принцип очередности удара простой: если удар не принес выигрышных очков, бьет следующий игрок.

Шары цветные, оцениваются в зависимости от цвета:
пятнадцать красных шаров — по одному очку каждый, один желтый — по 2 очка, один зеленый — 3 очка, один коричневый — 4 очка, один синий — 5 очков, один розовый — 6 очков, один черный — 7 очков.
…пятнадцать красных шаров — по одному очку каждый, один желтый — по 2 очка, один зеленый — 3 очка, один коричневый — 4 очка, один синий — 5 очков, один розовый — 6 очков, один черный — 7 очков.
История пула в гораздо большей степени ассоциирована с рабочим классом чем снукер. Игра развилась в Америке как ответвление бильярда и была призвана удовлетворить потребность игроков и быстрой и легкой игре. Был разработан стол с лузами намного большими чем шары и правила, подстраивающиеся под игроков. Вследствие этого игра стала непредсказуемой и не стремилась сравняться со снукером в его джентльменском статусе. Игра была куда более «подземной» и в нее играли довольно харизматичные индивидуумы.

Личности такие как Ральф Гринлиф, которого женщины любили за внешность, и молодой самородок Вилли Москони придали пулу статус выдающейся национальной игры. Москони, как Джо Дэвис до него, привел пул в Америке к новым рубежам. В пул стали играть на большие суммы денег, придав ему статус азартной игры. В 70-х годах на сцену вырвался целый ряд ярких личностей, таких как «Толстяк Миннесота» и «Быстрый Эдди». После появления фильма «Катала» (The Hustler) в 1961 году с Полом Ньюменом в главной роли за пулом окончательно закрепился «катальный» стереотип.
The Hustler — 1961
Игроки свободные от стереотипа пула как азартной игры, такие как Стив Мизерак также играли в это время. Однако хастлерский имидж пула был очень силен и такие игроки как Эффрен Райс и Эрл Стрикланд начинали как каталы и продвигались по мере того как имидж менялся. Поначалу наиболее популярной версией пула был 14.1, но вскоре на сцену вырвался 9 Ball поскольку по телевидению люди хотели скорее увидеть быстрое и эффектное действие, нежели монотонную «кладку» 14.1. Со временем пул начал утрачивать имидж азартной игры, но он не утрачивал своих героев.

Восьмидесятые стали золотой эрой пула и увидели появление в игре многих звезд. Ник Варнер, Си Джей Вилли, Эрл Стрикланд, Джонни Арчер и многие другие внесли свой вклад в развитие пула. Второй фильм Пола Ньюмена с участием молодого Тома Круза, вышедший в 1986 году представил зрителям смесь «катального» сообщества и турнирной игры. Это вызвало новый всплеск популярности пула и повлекло за собой появление огромного количества бильярдных залов. По мнению Евы Матайя — женщины игрока из Швеции, это время породило немало миллионеров.
The Color of Money) — 1986
Постепенно организованные турниры и ассоциации начали прибирать игру и поддерживать добрый имидж игры, чтобы сохранить к ней интерес. В 1990 -х британское телевидение начало транслировать чемпионаты по 9 Ball и англичанам это понравилось. В клубах стали устанавливать пуловские столы и рынок начал расти. Так что возможно мы увидим вскоре и британское кино о пуле.
Восьмидесятые стали золотой эрой пула и увидели появление в игре многих звезд. Ник Варнер, Си Джей Вилли, Эрл Стрикланд, Джонни Арчер и многие другие внесли свой вклад в развитие пула. Второй фильм Пола Ньюмена с участием молодого Тома Круза, вышедший в 1986 году представил зрителям смесь «катального» сообщества и турнирной игры. Это вызвало новый всплеск популярности пула и повлекло за собой появление огромного количества бильярдных залов. По мнению Евы Матайя — женщины игрока из Швеции, это время породило немало миллионеров.
Made on
Tilda